Члены правительства Грузии не считают нужным объединять Совет национальной безопасности, подчиняющийся президенту страны, и Совет безопасности и по управлению кризисами под руководством премьер-министра. Объединить два во многом дублирующих друг друга органа в одну структуру предлагает парламентская оппозиция. Между тем некоторые грузинские эксперты обратили внимание на то, что подобное предложение было озвучено на фоне заметного потепления отношений между двумя ветвями грузинской власти.
Объединить две схожие государственные структуры в одну предложили депутаты от оппозиционной партии «Свободные демократы». По большому счету принципиальная разница между этими органами заключается лишь в том, кому они подчиняются. И тем не менее министр обороны Тина Хидашели сегодня, например, заявила, что не считает эту инициативу правильной, хотя не исключила, что вопрос может быть рассмотрен.
«Исполнительная власть в стране больше не подчиняется президенту, соответственно, глава исполнительной власти, премьер-министр, должен обладать рычагами для быстрого и эффективного управления государством во время тех или иных кризисов», – объяснила Хидашели.
Совет безопасности и по управлению кризисами при правительстве был создан два года назад по инициативе бывшего премьер-министра Ираклия Гарибашвили, который упрямо отказывался принимать участие в работе Совета национальной безопасности под руководством президента Георгия Маргвелашвили. Новый орган за два года своей работы ничего выдающегося не сделал – как правило, в канцелярии правительства рассматривались те же вопросы, что в резиденции главы государства. Многие в Грузии считали, и, возможно, вполне обоснованно, что структуру-дубликат Ираклий Гарибашвили создал исключительно для себя.
Возможно, именно потому лидер оппозиционной фракции «Свободные демократы» Виктор Долидзе, выступивший вчера с инициативой объединить две структуры, напрямую обратился не только к президенту страны Георгию Маргвелашвили, но и к нынешнему премьер-министру Георгию Квирикашвили:
«Мы думаем, что Совет безопасности и по управлению кризисами должен стать частью Совета национальной безопасности, которым руководит глава государства, Верховный главнокомандующий нашей страны. Нужно, чтобы единый Совбез стал более эффективным, более мобильным. Единый орган должен чаще и лучше реагировать на те опасности, которые стоят перед нашей страной. Напомню всем, что больше 20% наших территорий оккупированы».
Некоторые грузинские эксперты обратили внимание на то, что подобное предложение прозвучало в пору явного потепления в отношениях между правительством и президентом. «Оттепель» началась менее двух месяцев назад, с того момента, как правительство возглавил Георгий Квирикашвили. Вчера он присутствовал при ежегодном выступлении президента в парламенте, а до этого премьер принял участие в работе Совета национальной безопасности, тогда как его предшественник Ираклий Гарибашвили игнорировал практически все мероприятия, связанные с главой государства.
Профессор Грузинского института общественных дел (GIPA), политолог Торнике Шарашенидзе считает, что причина заметного потепления в отношениях кроется в характере нынешнего премьер-министра.
«Георгий Квирикашвили – фигура гораздо более независимая, чем Гарибашвили. Если Гарибашвили утверждался за счет оскорблений в адрес президента, то Квирикашвили это просто не нужно. Характеры у них точно разные, нынешний премьер – состоявшийся человек, более независимая серьезная личность. А у Гарибашвили вообще не было никакого опыта, когда его назначили премьер-министром. Вот и все. Скорее всего, это человеческое отношение, а не политика», – рассуждает Шарашенидзе.
Соблюдение субординации необязательно означает наличие дружбы между политиками, считает грузинский политолог Ника Читадзе. Дело в том, что нынешний премьер, в отличие от прежнего, зачастую мыслит как государственник, знающий цену государственным институтам, и в том числе имеющий представление об имидже партии, говорит политолог.
«Он менее зависим от фактора Иванишвили. Он ставит государственные интересы выше, чем личные. Конечно же, это можно приветствовать, и это определенно связано с личностью самого господина Квирикашвили. Если мы сейчас все равно имеем дело с неформальным правлением, то степень такого правления в этом случае намного ниже, что также является положительным моментом».
Но, несмотря на «характер премьера и его уважение к государственным институтам», о которых говорят эксперты, сам Георгий Квирикашвили все же не спешит отказываться от самостоятельного Совбеза, оставленного ему предшественником. Сегодня к вечеру глава правительства сделал заявление, в котором предложение об объединении двух структур назвал «неадекватным». Георгий Квирикашвили заявил, что правительству, которое отвечает за устранение кризисов и их возможные последствия, нужен эффективней инструмент, роль которого и играет созданная два года назад структура.