Бурное возмущение правозащитников и представителей религиозных меньшинств вызвала попытка грузинских законодателей признать административным правонарушением оскорбление религиозных чувств. Инициативу, которая предусматривает денежные штрафы за оскорбление чувств верующих и осквернение религиозных зданий, в первом чтении поддержал парламентский комитет по правам человека. Однако большинство правозащитников считают, что инициатива рассчитана лишь на защиту интересов представителей доминирующей православной общины в Грузии.
Полной неожиданностью и ударом в спину оказалось для грузинских правозащитников и представителей религиозных меньшинств решение парламентского комитета по правам человека поддержать инициативу депутата правящей коалиции «Грузинская мечта» Сосо Джачвлиани. Последний из-за своих резких высказываний в адрес представителей религиозных меньшинств давно находится в «черном списке» у правозащитников. Потому и сомневаются они в «благих» намерениях депутата. Он добивается внесения поправки в кодекс административных правонарушений, которая даст возможность штрафовать граждан, оскорбляющих религиозные чувства и оскверняющих культовые здания. Размер штрафа будет варьироваться от 300 до 600 лари.
Противники инициативы убеждены, что, внося предложение, избранник народа Джачвлиани думал лишь о защите интересов представителей православного большинства. Это предположение усиливается и тем обстоятельством, что на комитетском обсуждении не было ни одного представителя религиозных меньшинств и профильных НПО. О них вспомнил заместитель председателя комитета по правам человека Гедеван Попхадзе:
«Административная ответственность будет задействована только в тех в случаях, как это было, например, в Кобулети, когда голова свиньи была прибита к дверям медресе».
Депутат вспомнил инцидент двухлетней давности, когда местные жители православной общины таким образом воспрепятствовали открытию мусульманского учебного заведения. Примечательно, что местные мусульмане до сих пор не добились разрешения на открытие данного учреждения. Но, к сожалению, на этом факты притеснения мусульман в Грузии не заканчиваются, и ни на один из них не было адекватного реагирования со стороны властей. Это и побудило сегодня главу Союза грузинских мусульман Тариэла Накаидзе раскритиковать новую инициативу:
«По закону никто не имеет права воспрепятствовать человеку молиться. Но в Нигвзиани в 2012 году местные жители (православные) не впустили в молельню муфтия, и до сих пор этот инцидент не расследован, не было никакого реагирования со стороны властей. Поэтому я считаю, что новая инициатива будет лишь дополнительным рычагом в руках религиозного большинства, если к тому же учесть (позиции) тех, кто инициировал этот проект. В случае его принятия, закон будет ограничивать не только права религиозных меньшинств, но и вообще свободу слова».
Опасения Тариэла Накаидзе усиливаются, если проследить за заявлениями соавтора инициативы, директора Демографического фонда Грузии Звиада Томарадзе. На сегодняшней пресс-конференции он объяснил, что оскорбление религиозных чувств должно быть административно наказуемым:
«В социальных сетях создано множество страниц, на которых дискредитируют религию, духовных лиц, занимаются богохульством… Еще, к примеру: если для кого-то картина Лии Уклеба «Богородица с игрушечным пистолетом» – это искусство, то для меня это оскорбление религиозных чувств».
Томарадзе вспомнил о картине, которую художница создала в знак протеста после того, как в беспощадном разгоне участников акции против гомофобии 17 мая 2013 года участвовали и духовные лица. Последних, кстати, суд признал невиновными.
С учетом печальной практики Грузии, а также принципов международных стандартов, сегодня Народный защитник Уча Нанушвили призвал депутатов не принимать закон, который ограничивает свободу слова и выражения.
«Любое демократическое общество должно допускать открытые дебаты, связанные с религией», – напоминает в своем обращении омбудсмен.
И приводит пример негативных оценок международного демократического сообщества после того, как российская власть сделала уголовно наказуемым оскорбление религиозных чувств.
Правозащитники напоминают: существующая законодательная база Грузии дает возможность в полной мере защитить все права в этой сфере всех граждан без исключения. Противники инициативы вспоминают, что попытка протолкнуть схожий законопроект имела место и в 2013 году, но тогда парламент учел негативную оценку общественности. Правозащитники надеются, что так произойдет и сейчас.