Нередко в Грузии наследником родительской недвижимости становится мужчина. По традиции мужчины имеют больше прав на владение собственности, чем их сестры. В то же время, согласно грузинскому законодательству, право на собственность не определяется полом гражданина. Несколько недель назад Национальное агентство публичного реестра запустило кампанию «Гендер и собственность».
Знать свое место, которое, естественно, на кухне, воспитывать детей, следить за порядком в доме и, главное, не совать свой нос в «мужские дела» – по такому принципу продолжают жить в семье немало женщин в Грузии. Под «мужскими делами», нужно сказать, подразумевается все, что не вошло в вышеупомянутый список. Соответственно, то, что девушка наравне со своим братом или же братьями является хозяйкой родительского имущества, что нажитое во время брака также принадлежит обоим супругам, – часто игнорируется как мужчинами, так и женщинами. Более того, порой они просто не знают об этом.
После того как Нино избил муж, она оказалась в больнице. Тогда она уже понимала, что развод – единственный выход из положения. На третий день ее пребывания в клинике она узнала, что семья супруга в спешном порядке переоформила коммерческую площадь, приобретенную ими в браке, на родственника. Фактическим ее владельцем был супруг Нино, соответственно, это не составило никакого труда. Дом, в котором они проживали, также является собственностью ее свекра. Таким образом, получилось, что у мужа – ни дома, ни магазина. А Нино с двумя детьми оказалась на улице.
«Когда люди решают создать семью, они, как правило, не думают об оформлении документов на собственность. Ты доверяешь человеку, и это кажется лишним. А сейчас получилось так, что я ничего не могу потребовать от мужа, на него ничего не оформлено. Единственное, что я могу сделать сейчас, – доказать в суде, что нажитое во время брака имущество – наш магазин, был переоформлен на брата моего мужа, пока я была в больнице».
Таких историй в практике Элисо Амиреджиби – представительницы Сети защиты от насилия, немало. Ведь преобладающее большинство женщин из-за семейного насилия попадают в приют этой либо другой организации как раз потому, что им после развода просто негде жить. Впрочем, далеко не каждая решается рискнуть – многие, опасаясь остаться без крыши над головой, годами терпят унижения, оскорбления или побои.
Уходя от мужей, говорит Амиреджиби, часто женщины не хотят возвращаться и в родительские дома. Бытует мнение, что, когда девушка после замужества уходит из семьи, ее как бы передают новому опекуну – супругу, который в дальнейшем и отвечает за нее, рассказывает Амиреджиби. Афишировать статус «разведенки», особенно в глубинке, решится не каждая. Кроме того, многие считают, что в доме, где живут братья с невестками и детьми, для них нет места, что они не имеют никаких прав на проживание там.
«На каждом тренинге, на каждой встрече, а особенно тех, которые проходят в регионах, мы говорим женщинам об их праве на собственность. Но, как правило, они относятся к этому очень скептически. Опять-таки, пытаясь скрыться от того давления, которое на них будет оказывать общество. Они предпочитают терпеть и отказаться от своей собственности, нежели бороться с общественным мнением. В одном провинциальном городе живет семья – незамужняя сестра и ее брат с супругой и детьми. Эта женщина решила как-то устроить свою жизнь и в судебном порядке потребовала свою часть имущества из родительского дома. Надо было видеть, что ей устроила невестка, обвинившая золовку в том, что она пытается забрать имущество племянников. Весь город осудил ее – все обсуждали, как сестра пытается забрать дом у своего брата».
Женщина, которая смотрит на регистрацию совместного имущества сквозь пальцы, в один прекрасный день может узнать, что ей с детьми больше негде жить. Что муж, например, продал квартиру или взял кредит, оставив квартиру в залог. Ситуации могут быть совершенно разные, впрочем, вывод один – определиться с правами на то или иное имущество в официальном порядке лучше до того, как его придется начать делить.
В то же время женщина, как и мужчина, разумеется, имеет полное право отказаться от своей доли. Однако важно, чтобы человек понимал, что может последовать за его отказом, чем он рискует, говорит Давид Девидзе, глава юридического департамента Национального агентства публичного реестра. Проинформировать женщин об их правах на собственность призвана кампания «Гендер и собственность», продолжает он. В рамках этой кампании уже были запущены в эфир клипы, распространены буклеты. В этом месяце сотрудники реестра проведут ряд встреч с населением во всех регионах страны.