Сегодня две авторитетные правозащитные организации Transparency International и Freedom House опубликовали доклады по всемирному индексу восприятия коррупции и ежегодному исследованию о состоянии политических и гражданских свобод в странах мира за 2015 год. В обоих отчетах Грузия в точности повторила итоги за 2014 год. Несмотря на сравнительно высокие места Грузии в обоих рейтингах, эксперты профильных НПО указывают властям на необходимость проведения эффективных реформ, направленных на противодействие коррупции и исключение преследований по политическому признаку.
Индекс восприятия коррупции, публикуемый Transparency International, составляется на основе опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков из различных международных организаций.
Индекс охватывает 168 стран, Грузия набрала в нем 52 балла, заняв 48-е место, в точности повторив результат 2014 года. Места, которые страна занимала в прошлые годы, тоже оказались примерно одинаковыми: в 2012 году она находилась на 51-м месте, в 2013 году – на 55-м. Таким образом, Грузия продемонстрировала лучший результат среди 18 стран Восточной Европы и Центральной Азии.
В грузинском отделении Transparency International сегодня был проведен специальный брифинг, на котором исполнительный директор НПО Эка Гигаури констатировала факт отсутствия прогресса в борьбе с коррупцией. Несмотря на сохранение низкого показателя коррупции в низших звеньях управления, сохраняются риски элитной коррупции. Эка Гигаури призвала парламент к созданию эффективного механизма противодействия этому явлению:
«С одной стороны, хорошо, что сохранен прежний показатель, но, с другой стороны, необходимо создание сильных институтов контроля, которые бы в условиях неформального правления в стране осуществляли бы эффективное противодействие элитарной коррупции. Мы призываем парламент к созданию антикоррупционной службы, которая будет подчинена парламенту, а не исполнительной власти. Его основной целью будет расследование и выявление фактов элитной коррупции, которые связаны с высшими звеньями исполнительной власти».
Директор НПО «Институт развития свободы информации» (IDFI) Георгий Клдиашвили также считает удовлетворительным, что Грузия опережает в рейтинге несколько стран ЕС. Вместе с тем эксперт убежден, что Грузия в состоянии улучшить свои показатели:
«На проходящих переговорах по упрощению визового режима со странами ЕС международные эксперты отметили прогресс, достигнутый Грузией в борьбе с коррупцией. Однако, к сожалению, законодательные изменения, регулирующие исключение конфликта интересов на публичной службе, изменения порядка при принятии на госслужбу и контроль за сферой госзакупок будут задействованы только в 2017 году. Убежден, что после внедрения этих новшеств шансы на улучшение рейтинговых показателей Грузии возрастут».
Сегодня же международная неправительственная организация Freedom House опубликовала свой отчет за 2015 год, отражающий мировой рейтинг о состоянии политических и гражданских свобод, который оценивается по семибалльной шкале. Как и в 2014 году, Грузия попала в список «частично свободных» стран, набрав по три балла в плане политических и гражданских свобод.
Исполнительный директор НПО «Агентство гражданского развития» (CIDA) Звиад Девдариани тоже считает, что проблемы остаются, несмотря на принятие положительных законодательных изменений, направленных на защиту гражданских и политических свобод:
«По всей видимости, отсутствие прогресса в рейтинге можно увязать с событиями вокруг телекомпании «Рустави 2», когда международные эксперты и практически весь неправительственный сектор указывали властям на недопустимость давления политического характера в отношении медиа-ресурса. Несмотря на реформы правоохранительной системы, судов и прокуратуры, международные институты не раз выступали с заявлениями по поводу преследований по политическому признаку со стороны провластных структур. Поэтому все законодательные изменения со стороны властей больше выглядели полумерами, чем носили системный характер».