В Тбилиси отреагировали на слова министра иностранных дел России о том, что «террористическая угроза из Панкисского ущелья не исчезла». Об этом Сергей Лавров заявил также сегодня во время своей пресс-конференции по итогам 2015 года. Заявление главы российского МИДа опроверг премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили. В то же время некоторые грузинские эксперты считают, что за словами Лаврова может скрываться угроза.
Россия ужесточила визовый режим с Грузией во многом из-за ситуации в Панкисском ущелье. Такое заявление сделал сегодня министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, отвечая на вопрос грузинского журналиста об отношениях между Москвой и Тбилиси. По мнению российского министра, террористическая угроза в Панкисском ущелье Грузии сохраняется и сегодня.
«Кстати сказать, и сейчас нет-нет да и доходят сообщения, что «игиловцы» (представители террористической организации «Исламское государство») используют эту труднодоступную территорию для того, чтобы там тренироваться, отдыхать и пополнять свои запасы», – сказал российский министр.
При этом Лавров откровенно слукавил, когда сказал, что российские власти были вынуждены отказаться от безвизового режима с Грузией после того, как Тбилиси разорвал дипломатические отношения (после августовской войны 2008-го), хотя на самом деле это произошло намного раньше. Безвизовый режим для граждан Грузии был отменен Москвой еще в декабре 2000 года. Однако в Тбилиси обратили внимание не столько на эту оплошность российского министра, сколько на его слова о ситуации в Панкиси. Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили почти сразу же опроверг заявление главы МИД России:
«Разумеется, в связи с прозвучавшим заявлением о ситуации в Панкисском ущелье я скажу, что правительство Грузии осуществляет полный контроль (над ситуацией), никаких рисков или угроз, тем более террористических, в Панкисском ущелье сегодня нет».
Тем не менее слова Лаврова встревожили некоторых представителей грузинского неправительственного сектора. Главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали», военный эксперт Ираклий Аладашвили говорит, что подобные заявления из уст представителей российской власти звучали и раньше. И в Грузии, по словам эксперта, хорошо помнят, чем все это завершилось:
«Мы это прошли в начале нулевых годов, когда существовала опасность, что Москва перекинет в Панкисское ущелье свои военные подразделения. Мы помним, как в 2002 году Россия несколько раз бомбила Панкиси, правда, российские власти этот факт упрямо отрицали и сейчас продолжают отрицать. Сегодня же ситуация в ущелье стабильная, никаких угроз там нет. Но даже при всем этом не исключаю, что обвинения, которые мы услышали сегодня, могут позднее послужить Москве поводом для проведения каких-то боевых операций на территории Грузии для осуществления очередной после 2008 года агрессии».
В свою очередь, эксперт по вопросам Кавказа Алеко Квахадзе считает, что за словами министра Лаврова скрываются конкретные цели Москвы относительно Грузии:
«Долгосрочной целью России является создание и размещение на территории Грузии так называемого антитеррористического центра, который в реальности будет представлять собой модернизированную военную базу. Договоренность о создании антитеррористического центра действительно существовала между Россией и Грузией (создание центра в Батуми было предусмотрено в рамках российско-грузинского Соглашения о выводе российских баз с территории Грузии), однако после российско-грузинской войны 2008 года этот процесс, разумеется, стал невозможен. Потому не исключаю, что после прозвучавших заявлений Лаврова Москва вновь попытается поднять этот вопрос под предлогом борьбы с международным терроризмом. Вот в этом и заключается главная опасность».
В самом Панкисском ущелье, жители которого четырнадцать лет назад спасались от бомбардировщиков без опознавательных знаков, залетевших со стороны России, на заявление Лаврова не отреагировали. Представитель НПО «Центр гражданской активности» Ислам Горгишвили говорит, что в самом Панкисском ущелье слова российского министра «всерьез не воспринимают»:
«Всего того, о чем он (Сергей Лавров) говорил, в Панкисском ущелье не существует. Говорить о какой-либо реакции жителей не приходится, здесь просто не обратили на это внимание. Да и зачем обращать внимание на несерьезные комментарии, которые не отражают действительности?»