Народный защитник Грузии Уча Нануашвили призывает правительство страны принять меры для борьбы с подростковым суицидом. Поводом для заявления омбудсмена стал случай в городе Боржоми, где несколько дней назад покончил с собой ученик двенадцатого класса одной из местных школ.
9 января ученика двенадцатого класса одной из школ Боржоми Бачи Гелашвили нашли повешенным. Юноша не оставил предсмертной записки, а его родные и друзья утверждают, что не замечали никаких тревожных признаков.
Это первый случай подросткового суицида в Грузии в наступившем году, однако Народный защитник Уча Нануашвили полагает, что подростковых самоубийств становится больше. Вчера на официальном сайте аппарата Народного защитника появилось обращение к правительству страны, в котором говорится:
«Народный защитник призывает правительство Грузии обратить особенное внимание на изучение причин, по которым подростки кончают жизнь самоубийством, а также начать работу над созданием политики предотвращения суицида среди несовершеннолетних и обеспечить включение в этот процесс экспертов, специалистов и заинтересованные стороны. Также Народный защитник обращается к Министерству внутренних дел страны и призывает ведомство осуществлять незамедлительное и эффективное расследование фактов суицида несовершеннолетних».
На необходимость создания эффективной программы по предотвращению самоубийств указывает и грузинский психолог, психиатр и председатель неправительственной организации «Общество психиатров» Эка Чкония. Она не считает ситуацию тревожной, однако тоже отмечает, что количество самоубийств в молодежной среде заметно увеличилось.
«Не существует статистики, которая бы реально отражала ситуацию. Например, подросток выпрыгнул из окна, но следователи могут квалифицировать это как несчастный случай только потому, что он не оставил предсмертной записки, а его близкие не замечали ничего тревожного в его поведении. К тому же одно дело – случаи свершившегося суицида, и совсем другое, когда люди предпринимают попытки самоубийства. Скажу так: на один свершившийся суицид приходится от пятидесяти до ста попыток», – рассказывает Чкония.
Причины самоубийств, по словам психолога, можно разделить на две категории. Первая – традиционная для всего мира: например, проблемы в семье, финансовые проблемы, полоса неудач. Вторая – свойственная определенной культуре, в данном случае грузинской. Скажем, подросток может наложить на себя руки, если стал жертвой изнасилования, посчитав это несмываемым позором. Бывали случаи, когда несовершеннолетние девушки сводили счеты с жизнью, лишившись девственности вне брака. По словам Чкония, опасной бывает чрезмерная опека над ребенком со стороны родителей, как это до сих пор принято во многих грузинских семьях:
«Родительская установка «я все решаю вместо тебя» перерастает в игнорирование личного «я» человека. Родители решают, в какую школу должен пойти их ребенок, в какой кружок его записать, какие языки ему изучать, с кем дружить. Многие родители до сих решают за своих уже взрослых детей, когда им заводить семью, с кем связывать свою жизнь. Такой человек, столкнувшись с серьезными проблемами, зачастую не способен их самостоятельно решать и предпочитает просто уйти из этого мира. Кстати, грузинская традиция хранить дома оружие создает риск того, что подросток может им воспользоваться», – говорит психолог.
Эка Чкония призывает людей, которые работают с несовершеннолетними, больше уделять внимания наблюдению за их настроением. Порой даже проявление коротких вспышек агрессии среди подростков, по словам психолога, может быть сигналом для окружающих, в первую очередь родных и близких.