Впервые за последние годы в Панкисском ущелье Грузии появилась наряженная новогодняя елка. Главный атрибут наступающего праздника был установлен в центре самого крупного села ущелья – Дуиси. Однако наступления Нового года украшенная ель так и не дождалась.
Жители села Дуиси, как и жители других прилегающих кистинских сел, которым по несколько раз в день приходится проезжать через Дуиси, были немало удивлены, увидев утром, за три дня до Нового года в центре поселка наряженную новогоднюю ель. Живая, немногим более полутора метров в высоту, украшенная незатейливыми игрушками и гирляндами елка появилась в Панкиси впервые за последние пару десятков лет. Но еще больше жители Дуиси удивились на следующее утро, когда на месте, где стояла наряженная ель, увидели лишь обугленный ствол и расплавленные игрушки.
В паре десятков метров от места, где высилась ель, расположен полицейский участок. Полицейские рассказали, что причиной возгорания стало короткое замыкание в электропроводке одной из гирлянд. Однако есть и другая версия случившегося. О ней «Эху Кавказа» рассказал житель кистинского села Джоколо, журналист Сулхан Бордзикашвили:
«Ходят разговоры, что ель сожгли намеренно, так как большинство населения выступает против того, чтобы подобные вещи появлялись в ущелье. Елку поставили представители гамгеоба (самоуправления – З.М.) Дуиси. Насколько я знаю, они сейчас собираются ставить новую ель на том же месте, но точной информации нет».
В свою очередь, эксперт по вопросам Кавказа Алеко Квахадзе рассказывает, что ель установили не сотрудники гамгеоба, а представители одной из грузинских НПО, но, разумеется, с согласия сельской управы. При этом эксперт допускает мысль, что ель могли сжечь намеренно, так как такой способ протеста против празднования чуждых мусульманам праздников встречается в мире не так уж и редко. К тому же в социальных сетях, говорит Квахадзе, многие кистинцы с большим одобрением восприняли эту новость.
«Само по себе сожжение елки пока что является безобидным моментом. Но уже надо принимать меры. Многие в Панкиси считают, что установление елки – это пережитки язычества, которые противоречат исламу. Потому многие выступают за то, чтобы елка была уничтожена», – говорит Квахадзе.
При этом он добавляет, что если ель действительно была сожжена, то в таком случае действия полиции, поспешившей с заявлением о коротком замыкании, вызывают вопросы.
Но, судя по всему, даже в самом Панкиси далеко не всем известно, что же на самом деле случилось с первой появившейся за многие годы елкой в ущелье. «Эху Кавказа» удалось побеседовать с двумя жителями Дуиси, но и они не смогли сказать что-либо конкретного. Один из собеседников Тамаз рассказал, что в тот день, когда в Дуиси появилась елка, ничего, кроме удивления, жители по большому счету не выражали. При этом он признается, что были среди людей и очень недовольные, даже раздраженные появлением елки.
Праздники в традиционном восприятии здесь считаются неотделимыми от религии. Потому отрицаются любые светские праздники, в том числе и Новый год. К тому же многие мусульмане считают, что Новый год обладает ярко выраженными чертами язычества, как, например, традиция наряжать елки и водить вокруг них хоровод.