Официальный Тбилиси не комментирует визит помощника президента РФ Владислава Суркова в Сухуми. Однако в экспертной среде вояж Суркова вызвал интерес. Ведь в программе его визита значилось «обсуждение мер по ограничению политического и экономического присутствия Турции в Абхазии».
Российские СМИ, анонсировавшие визит помощника президента РФ Владислава Суркова в Абхазию, сообщили, что на долю Анкары приходится порядка 18% внешней торговли Сухуми. Речь идет о стройматериалах, древесине, каменном угле, ломе черных металлов, горюче-смазочных материалах, рыбной продукции, которые турецкая сторона приобретает в самопровозглашенной республике.
Однако турецкое присутствие в Абхазии в ближайшем будущем может значительно сократиться, если вообще не сойти на нет. Грузия от этого может только выиграть, считает грузинский политолог Ираклий Цкитишвили:
«В определенной степени нас, конечно же, устраивает, что турецкий бизнес не будет представлен в Абхазии. Это также пойдет на пользу грузино-турецким отношениям, хотя справедливости ради нужно отметить, что присутствие турецкого бизнеса в Абхазии никак им не вредило. Вместе с тем нашим представительствам в Турции приходилось проводить огромную работу по нейтрализации абхазских политических «десантов» в турецкие города и их деятельности в местных диаспорах. И если контакты между представителями Абхазии и представителями абхазских диаспор в Турции ослабнут и сократятся, лобби ослабнет, то это опять же будет полезным для нас. Но, с другой стороны, в случае ухода Турции Абхазия еще больше привяжется к России, и вот в этом нет ничего хорошего. Да и сами абхазы не хотят терять Турцию. Тем более, в этом году представители нескольких турецких туристических компаний побывали в Абхазии с целью начать сотрудничество в этом направлении, но теперь и этот бизнес провалится».
Политолог, профессор Тбилисского государственного университета им. И. Джавахишвили Малхаз Мацаберидзе также указывает на то, что турецкое присутствие в Абхазии хоть и нарушало закон об оккупированных территориях, но имело и положительный аспект. Не исключено, что Тбилиси «открыл» турецкой стороне дорогу в Абхазию намеренно, чтобы увеличить в оккупированном регионе присутствие своего стратегического партнера – в противовес российскому.
«Анкара, хоть и заверяет нас в том, что там (в Абхазии) только частные бизнес-интересы, не имеющие ничего общего с государственными, тем не менее продолжает увеличивать объемы торговли с оккупированным регионом. Раньше грузинская сторона задерживала турецкие корабли, которые шли в Абхазию, однако уже давно ничего подобного не происходит», – говорит Мацаберидзе.
Представитель грузинской НПО «Ассоциация реформ GRASS» Паата Гаприндашвили не согласен с тем, что за присутствием турецкого бизнеса в Абхазии есть нечто большее, чем интерес частных лиц. И с этим теневым бизнесом надо бороться, считает Гаприндашвили:
«Да, это частные бизнес компании. Да, они не поддерживаются напрямую турецкими властями и не действуют в Абхазии по их указанию. Но, несмотря на все это, грузинское руководство не должно оставлять этот вопрос без внимания. Напротив, Тбилиси должен еще больше активизировать работу с Анкарой, необходимо постоянно указывать ей на факты нарушения закона «Об оккупированных территориях» Грузии турецкими гражданами. Возможно, это не пресечет их действия, но, по крайней мере, будет серьезно препятствовать нелегальной торговле частных компаний», – говорит Гаприндашвили.