«Шагом в правильном направлении» назвал премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили готовность российской стороны отменить визы для грузинских граждан. О том, что Москва готова пойти на такой шаг, сегодня в ходе итоговой пресс-конференции заявил президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос грузинского журналиста о перспективах российско-грузинских отношений. Эксперты из Тбилиси между тем к словам Путина отнеслись скептически.
«Что касается визового режима, ну, да, мы думаем… мы готовы отменить визовый режим с Грузией», – эти несколько слов, произнесенных президентом России на итоговой пресс-конференции, по всей видимости, вселили оптимизм в некоторых представителей официального Тбилиси. Почти сразу после завершения пресс-конференции Владимира Путина на официальном сайте премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили появилось ответное заявление, в котором, в частности, говорится:
«Мы ознакомились с сегодняшним заявлением президента РФ по поводу возможной отмены визового режима для граждан Грузии. Думаем, что это шаг в правильном направлении. Напомним, что Грузия отменила визовый режим для граждан России еще в 2011 году. Несмотря на принципиальные разногласия между Грузией и Россией, в том числе во взглядах на причины и итоги войны 2008 года, мы в течение последних трех лет все же смогли предпринять определенные шаги в торговой, транспортной и гуманитарной сферах. Мы готовы продолжать выбранный прагматичный курс и ожидаем со стороны России аналогичного подхода».
Позже спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам урегулирования отношений с Россией Зураб Абашидзе заявил грузинским журналистам, что визы могут быть отменены уже в скором времени, однако примерных сроков не назвал.
«Мы, разумеется, уже обсуждали эту тему с российской стороной, и у нас была информация, что российская сторона действительно собиралась пойти на такой шаг – отменить визы», – сказал Абашидзе.
По всей видимости, такой информацией не владеют в парламенте Грузии, в частности, депутат от правящей «Грузинской мечты» Гия Жоржолиани не стал скрывать, что слова Путина прозвучали неожиданно:
«Я не знаю, будет ли принято решение об отмене виз или же он (президент РФ) всего-навсего выразил обычную инициативу. Не могу сказать, как будут развиваться события. Посмотрим».
Грузинский эксперт по международным отношениям Каха Гоголашвили вспоминает, что Путин и ранее не раз делал подобные заявления, но дальше слов дело не двигалось. Однако эксперт не исключает, что на этот раз Москва действительно может отменить визы для грузинских граждан, и вот почему:
«Скорее всего, это реакция на возможную отмену визового режима для граждан Грузии со стороны ЕС. То есть в конкуренции с Европейским союзом за умы и за сердца грузинских граждан России, наверное, придется применить вот этот компонент мягкой силы и открыть безвизовый режим для граждан Грузии. И, возможно, параллельно с тем, как Грузия получит безвизовый режим с ЕС, она получит такой же режим и с Россией. Скорее всего, России это нужно для продления или усиления своего влияния на Грузию в целом», – считает Гоголашвили.
В свою очередь, другой грузинский эксперт Ираклий Цкитишвили почти не сомневается, что «слова и дела» в Кремле разойдутся и на этот раз. Но если визовый режим и будет отменен, то вряд ли безвозмездно, говорит Цкитишвили:
«На данный момент я сомневаюсь, что Россия полностью отменит визовый режим, возможно, она его просто упростит. Но меня больше всего интересует, какие условия она предъявит. Ранее Россия в качестве условия предлагала Грузии открытие дипломатического представительства (в Грузии), на что официальный Тбилиси всегда отвечал отказом и требовал закрытия таких «представительств» на оккупированных территориях (в Сухуми и Цхинвали). Поэтому в данном случае очень важны детали».
Запоздалым шагом Москвы считает возможную отмену визового режима грузинский эксперт по международным отношениям, профессор Грузинского института общественных дел (GIPA) Торнике Шарашенидзе. Все дело в том, что большинству населения Грузии отмена виз с Россией уже, по сути, ничего не дает.
«Мне лично это точно не нужно, и, думаю, все меньшему числу граждан Грузии нужен безвизовый режим с Россией. Скорее всего, это связано с тем, что Евросоюз намерен ввести безвизовый режим с Грузией, и нужно было как-то на это отреагировать. Объявить войну Грузии или ЕС за то, что Европейский союз отменяет визы для Грузии, конечно, не получится, так что нужно же как-то ответить», – сыронизировал Шарашенидзе.
Между тем Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста грузинской телекомпании «Маэстро» о перспективах отношений между Москвой и Тбилиси, говорил не только о визовом режиме. Глава Российской Федерации также заявил, что «территориальная целостность Грузии – это прежде всего дело грузинского, югоосетинского, абхазского народов», при этом Путин отметил, что Тбилиси «надо работать» с Сухуми и Цхинвали, выразив готовность «принять любое решение».
Говоря об августовской войне, Путин традиционно возложил вину на экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Вообще, личности и деятельности нынешнего губернатора Одесской области Украины, как и самой Украине, Путин уделил довольно много внимания и места в своем комментарии о грузино-российских отношениях. На это на своей официальной странице в Facebook уже отреагировал Михаил Саакашвили, заметив, что «Владимир Владимирович никак не может обо мне забыть».