Сегодня в Сухуме правительству и общественности была представлена «Стратегия социально-экономического развития Республики Абхазии до 2025 года». Ее разработкой занимались сотрудники Центра стратегических исследований при президенте Абхазии и широкий круг привлеченных специалистов.
Презентация разработки Центра стратегических исследований прошла в рамках международного форума «Стратегия развития Абхазии в контексте евразийских интеграционных процессов». В его работе приняли участие: президент Рауль Хаджимба, представители исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, главы администраций районов, городов и сел, представители общественности и российские экономисты.
Открывая форум, директор Центра стратегических исследований и кандидат философских наук Олег Дамения сказал:
«Нам предстоит публично ответить на, казалось бы, простой вопрос: что мы хотим? Ответ на него тоже простой: мы хотим жить лучше. Но знаем ли, что следует понимать под лучшей жизнью? Что мы можем и должны сделать для того, чтобы жить лучше? И, самое главное, способны ли мы целенаправленно организовать себя так, чтобы жизнь в Абхазии стала лучше? На эти гнетущие наших граждан вопросы отвечает предложенная вам сегодня стратегия».
«Стратегия социально-экономического развития Республики Абхазии до 2025 года» – это многостраничный научный труд, в котором обобщены результаты различных исследований. В ней на основе статистических данных, проведенных исследований и опросов населения описано нынешнее состояние экономики и социальной сферы, определены приоритеты и намечены пути развития.
Разработчики стратегии делают вывод о том, что республика находится в глубоком системном кризисе, а выход видят в долгосрочном планировании, направленном на поэтапный переход страны от инерционного сценария развития, который есть сейчас, к оптимальному. Впрочем, стратегия представляет собой декларацию и формулирует общие положения. Как сказал президент Рауль Хаджимба, «это только дорожная карта, которая предполагает в дальнейшем создание отраслевых программ, а они уже позволят выйти на путь развития».
Доктор экономических наук Заур Шалашаа выразил мнение разработчиков стратегии, что Абхазия не может развиваться без широкомасштабного вовлечения ее систем во внешнеэкономические связи с субъектами Российской Федерации, а российские инвестиции рассматривают в качестве основного фактора модернизации ее производственной и социальной инфраструктуры.
Развитие российско-абхазских отношений, по его мнению, в будущем приведет к становлению интегрированной экономической системы, в особенности с южными регионами Российской Федерации. Этому поспособствует территориальная близость, наличие железнодорожного, автодорожного и морского путей сообщения, а также возможность служить крупными транзитными коридорами между странами Европы и Азии. Шалашаа считает, что взаимодействие между туристическими системами Сочи и Абхазии может в будущем стать основой для создания единого туристического кластера.
Заур Шалашаа так обозначил основные направления совершенствования экономического сотрудничества с Российской Федерацией, которые нашли отражение в презентуемой стратегии:
«Это решение проблем, связанных с формированием в будущем зон свободной торговли; гармонизация налоговых и таможенных систем, позволяющих преодолеть двойное налогообложение доходов предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в обеих странах; содействие свободному движению капиталов, товаров и услуг, а также сотрудничество в финансово-кредитной системе».
Разработчики провели комплексную диагностику, которая показала, что, несмотря на внешние вливания, экономика Абхазии остается в глубоком системном кризисе.
Хатуна Шатипа, заведующая отделом экономики Центра стратегических исследований, уточнила:
«Почти 50% ВВП генерируют нам только две отрасли – это строительство и торговля. Органы управления, вытеснив сельское хозяйство, стали занимать третью позицию. Что касается инвестиций в основной капитал, они, к сожалению, не смогли придать ожидаемый импульс нашей экономике, хотя сумма составила почти 21 млрд рублей. Но выполнили они несвойственную инвестициям и парадоксальную функцию. Парадокс заключается в том, что в первый год инвестирования наша экономика еще демонстрировала прибыль в размере 1,3 млрд рублей, а при завершении этого периода мы оказались в минусе, и убыток с точностью до наоборот составил 1,4 млрд рублей».
Структурные изменения, которые десятилетия происходят стихийно, привели к тому, что традиционные локомотивы экономики – сельское хозяйство и туризм оказались на запасном пути. Каждый третий гражданин страны относится к категории «бедных». Госбюджет сильно зависит от внешних трансферов, а доля государственного сектора в ВВП – 17%. Почти все государственные предприятия убыточные, но в них работает 72% всего занятого населения. А вклад восточной Абхазии, территория которой составляет более 70% площади страны и где проживает 42% населения, в валовой объем производства всего около 9%. Хатуна Шатипа сравнила коррупцию с язвой, которая съедает экономику Абхазии изнутри. По мнению специалистов, она составляет более 53% от ВВП, а 32% опрошенных граждан называют коррупцию в органах власти основным фактором, препятствующим развитию страны.
Приоритетными направлениями развития разработчики «Стратегии» считают сельское хозяйство, туризм и энергетику, а все институциональные преобразования, структурная и финансовая политика должны работать на их развитие.
Хатуна Шатипа отметила:
«У нас более всего ресурсов для реформирования именно агропромышленного комплекса. Эффективная аграрная политика дает возможность преодолеть структурные диспропорции, обеспечить продовольственную безопасность, реализовать экспортный потенциал нашей республики и решить острые социальные проблемы села».
На следующем этапе предстоит разработать государственные программы социально-экономического развития, а также отраслевые и территориальные программы.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия