Сегодня грузинские НПО, представляющие интересы пострадавших в ходе августовской войны 2008 года в Международном уголовном суде (МУС), обнародовали доклад об итогах регистрации жалоб. Документ правозащитные организации получили из офиса прокурора МУС Фату Бенсуда. 13 октября она обратилась к судьям с просьбой позволить ей начать полноценное расследование событий августовской войны. Тогда же она призвала пострадавших в этом конфликте поддержать ее инициативу. Сторонники расследования должны были в течение 30 дней заполнить специальную форму заявления.
За 30-дневный период, обозначенный прокурором Международного уголовного суда Фату Бенсуда, ее офис зарегистрировал заявления 6335 пострадавших по делу «Ситуация в Грузии». Но число жертв предполагаемых военных преступлений против человечности в ходе августовской войны 2008 года может быть гораздо больше, говорится в докладе по итогам регистрации заявлений. Документ был разослан тем девяти грузинским правозащитным организациям, которые будут представлять интересы пострадавших в Гаагском суде. Координатором в процессе заполнения заявлений с грузинской стороны выступал «Фонд открытое общество – Грузия». Представитель организации Ника Джеиранашвили рассказывает:
«Заявления пострадавших объединены в группы по категориям преступлений, таких как: уничтожение имущества, вынужденное перемещение, некоторые заявления объединены по географическому ареалу. Например, от тех граждан, которые пострадали в ходе августовской войны в Кодорском ущелье. Так, в заявлении прокурора МУС о выдаче разрешения на расследование не говорится об этнической чистке грузин в Кодорском ущелье. Мы решили обратить внимание суда и на это обстоятельство, поэтому требуем расширения границ расследования, включив в него факты преступлений, совершенных в Кодорском ущелье».
Грузинские правозащитники ждут, что Международный уголовный суд обратит внимание и на другие виды преступлений, о которых не говорится в заявлении прокурора Фату Бенсуда. Об одном из них говорит глава Центра реабилитации жертв пыток Лела Цискаришвили:
«В заявке прокурора вообще не было упомянуто о фактах сексуального насилия. Однако сотрудники очень многих правозащитных организаций отмечают, что они имели место в этом конфликте. С учетом того, что жертвам очень трудно об этом говорить, тем более в нашем регионе, сложно убедить этих людей в необходимости предстать перед судом в случае необходимости. Тем не менее мы хотим, чтобы, в случае расследования, сексуальное насилие было рассмотрено как отдельное преступление, и мы с этой целью направили информацию о четырех конкретных случаях».
Ассоциация молодых юристов в свою очередь потребовала расследования фактов пыток грузинских военных, а также негуманного обращения с мирными гражданами, содержавшимися в дни войны и после нее в Цхинвальском изоляторе. С этой целью молодые юристы рекомендуют МУС удлинить период, который попадает под расследование, и рассматривать события, происходящие с первого июля по 19 октября, а не по 10 октября 2008 года. Примечательно, что в докладе офиса прокурора содержится информация о преступлениях, совершенных 13 июля 2009 года.
Расширить временные рамки предполагаемого расследования призывает МУС и правозащитная НПО «Правовая инициатива по России». Она также вовлечена в процесс, поскольку сумела опросить 18 этнических осетин – жертв военного конфликта, проживающих на неподконтрольной грузинским властям территории Южной Осетии. В жалобах этих людей, направленных в МУС с помощью организации, описываются преступления, предположительно совершенные грузинской стороной. Чего ждут этнические осетины, пострадавшие в ходе конфликта, рассказывает юрист организации Диана Костина:
«Люди очень хотят, чтобы кто-то понес ответственность за то, что они потеряли детей, мужей, жен, родителей. В основном ожидания связаны с получением хоть какой-нибудь компенсации или информации о том, что произошло с их близкими и кто в этом виновен».
Из отправленных в МУС жалоб по делу «Ситуация в Грузии» 386 заявлений принадлежат этническим осетинам. В докладе офиса прокурора Фату Бенсуда отмечается, что почти во всех обращениях пострадавших говорится об их желании стать свидетелями «беспристрастного расследования преступлений, которые предположительно совершались обеими сторонами конфликта, узнать правду, услышать о наказании виновных». Есть и такие заявители, которые желают установить и степень вовлеченности России в этот конфликт.
Грузинские правозащитники ожидают, что уже в конце декабря палата предварительного производства МУС вынесет положительное решение о начале расследования преступлений, совершенных в ходе августовской войны 2008 года.