Сегодня в Абхазии праздничный выходной день – День Конституции. Он открывает целую четырехдневку выходных в стране, ибо завтрашний рабочий день с 27 ноября по решению кабмина был перенесен на минувшую субботу, а затем следуют суббота и воскресенье.
21 год назад, 26 ноября 1994 года, Верховный Совет РА принял «Конституцию суверенного, демократического, правового государства – Республики Абхазия». Мне довелось присутствовать на том знаменательном заседании сессии, которое проходило в конференц-зале на четвертом этаже одного из зданий кабмина. Сразу обратил внимание на торжественность обстановки в зале и на то, что на заседание прибыли даже те абхазские и русскоязычные депутаты, которые в силу разных обстоятельств оказались в тот период в Москве. После окончания грузино-абхазской войны тогда прошел лишь год с небольшим. Конституция принималась в условиях разрухи и нищеты, постоянной внешней угрозы с востока и внешнего давления с севера. Ельцин и его окружение, у которых все больше назревали проблемы со «своими сепаратистами», всячески пытались предотвратить принятие абхазской Конституции, по которой Абхазию с Грузией ничего не связывало. Несколько раз на протяжении заседания Владислава Ардзинба вызывали из-за стола президиума на телефонные разговоры: в зале вокруг меня шептались: «В Москве уговаривают «не делать это»; «Это, кажется, Пастухов звонит». Но Конституция Республики Абхазия была принята. И на том же заседании депутаты избрали первого президента страны – Владислава Ардзинба, бывшего до этого председателем Верховного Совета и возглавлявшего также конституционную комиссию…
Тянуть с принятием тогда новой Конституции было просто нельзя – уже потому хотя бы, что Конституция 1925 года, действие которой было восстановлено 23 июля 1992-го, за два с половиной года до этого, конечно же, не соответствовала современным реалиям. Всем было хорошо известно, что восстановление ее действия носило временный характер и было вызвано правовым тупиком в первой половине 92-го года, когда ни абхазская, ни грузинская «фракции» Верховного Совета не располагали в нем квалифицированным большинством, чтобы провести свои варианты названия и символики республики. И вот родилась идея (неслучайно же тогда среди абхазских политиков доминировали историки) восстановить действие Основного закона более чем 60-летней давности, по которому такое большинство не требовалось. Впрочем, сами депутаты не раз отмечали, что данное решение было подсказано решением Верховного Совета Республики Грузия, незадолго до этого восстановившего действие Конституции ГДР (Грузинской Демократической Республики) 1920 года.
Действующая Конституция Абхазии, как уже было сказано, принималась в сложнейших внутренних и внешних обстоятельствах жизни республики. Не прошло и месяца после ее принятия, когда после начала первой русско-чеченской войны власти России ввели очень жесткий режим пересечения границы на Псоу, запретив делать это живущим в Абхазии мужчинам призывного возраста. А через год была объявлена экономическая блокада республики со стороны стран СНГ. Тем не менее через несколько лет на основе итогов референдума 3 октября 1999 года парламент принял акт о государственной независимости Республики Абхазия.
В ситуации, когда угроз молодому непризнанному государству было много и требовалась крепкая президентская власть, сказал сегодня в интервью ГИА «Апсныпресс» тогдашний спикер ВС Абхазии, а ныне – член Общественной палаты Сократ Джинджолия, мы сознательно наделили президента широкими полномочиями. Тогда иного просто не могло быть. Но спустя годы в обществе заговорили о необходимости внесения изменений в действующую Конституцию. В частности, в первую очередь ставился вопрос о перераспределении властных полномочий между президентом и парламентом, но даже сегодня сторонников сохранения сильной президентской власти не убавилось…
Я бы сказал тут несколько по-другому. Как правило, за необходимость ограничения власти главы государства и даже за переход к парламентской республике громко ратуют представители политической оппозиции, но, превратившись в представителей властной команды, они обычно охладевают к этой идее. Уже в середине нулевых годов в Абхазии была создана комиссия по конституционной реформе, состав которой неоднократно менялся, но в основном пока дело ограничивалось спорами. Так же давно идут разговоры о создании Конституционного суда…
В День Конституции и накануне его представители власти и различных организаций поздравляют народ Абхазии с годовщиной принятия Основного закона страны. Но нынче опубликовавший вчера такое поздравление Блок оппозиционных сил не упустил возможности в своем тексте поместить и такое рассуждение:
«Каждый гражданин должен следовать духу и букве Конституции. Нарушение ее норм, подобно тому, как это имело место 27 мая 2014 года, может повлечь за собой потерю государственности. Мы должны об этом помнить всегда и делать все возможное для того, чтобы подобное больше не повторилось в нашей стране».
Сегодняшнее празднование Дня Конституции Абхазии началось на сухумской площади Свободы в четыре часа вечера. В праздничной программе – выступление известной российской эстрадной певицы, занявшей в этом году второе место на конкурсе Евровидения Полины Гагариной. Кстати, она приезжала в Сухум и выступала в Абхазгосфилармонии будучи еще совсем молодой вокалисткой, выпускницей «Фабрики звезд».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия