Как быстро меняется все вокруг! Одно нажатие вчера на кнопку «пуск» ракеты на истребителе – и после падения российского бомбардировщика Су-24 близ сирийско-турецкой границы картинка мира, как после резкого поворота детской игрушки калейдоскопа, изменилась. Словно открылся ящик Пандоры…
И вот уже шумят манифестации протеста у посольств России и Турции в обеих странах. И вот уже известный турконенавистник Жириновский в ночном эфире телеканала «Россия» негодует, вспоминая, как почти век назад, после окончания мировой войны, «большевички» спасли Турцию от справедливого распада и гибели, а также по поводу благостной в целом атмосферы российско-турецких отношений в последние два десятилетия. И главное – это находит отклик и поддержку у большинства его собеседников, причем, слушая их, возникает впечатление, будто Россия в эти десятилетия занималась по отношению к Турции чуть ли не благотворительностью, что, конечно, крайне далеко от истины. И вот уже в воинственном запале реанимируется в эфире старая мечта о «проливах», на которые, как на «византийское наследство», Россия имеет право, публично звучат призывы «натравить» на Турцию армян и курдов…
Конечно, не надо упрощать – происходящее не было громом среди ясного неба. Хорошо известно и про давнюю вражду Эрдогана и Асада, и про особые интересы Анкары в регионе, и про явное неодобрение, с которым она встретила начало активных действий России в Сирии. Никуда не деться и от трех веков постоянных российско-турецких войн, которые не могли не найти отражение в сознании обоих народов. Из песни слова не выкинешь, как не выкинуть было из памяти Назыму Хикмету слов, произнесенных при нем простодушным московским таксистом по отношению к некоему нарушителю ПДД: «Это турок, а не человек».
И все же очень хочется верить, что вслед за этим выплеском эмоций последует охлаждение умов и в Москве, и в Анкаре и что обе стороны постараются превратить случившееся в очень неприятный, но все же эпизод двусторонних отношений, а не в казус белли, откажутся от эскалации напряженности. Ведь, конечно же, и России, для которой не нужна мировая изоляция, и Турции, не желающей расставаться со статусом регионального лидера, выгодно сохранение партнерских отношений.
Что уж говорить об Абхазии! Мне запала в душу фраза из одного исторического романа о том, что она всегда была как зернышко проса (самая распространенная здесь в стародавние времена зерновая культура) между жерновами больших держав. Вспомнить хотя бы ирано-византийские войны. А в XIX веке российско-турецкое противостояние привело абхазов к катастрофе махаджирства.
На протяжении XX века ориентация у Абхазии была одна – север, Россия, Москва. Но с Турцией ее связывают даже не тысячи, а сотни тысяч живых нитей – имею в виду, что, по разным источникам, в Турецкой Республике проживает от 200 тысяч до 700 тысяч потомков абхазо-абазинских махаджиров. А в последние годы все активнее развиваются экономические отношения на уровне частного бизнеса и связи Абхазии с турецкими регионами.
Безусловно, и в России есть силы, которые на протяжении всех лет после грузино-абхазской войны с подозрением и ревностью поглядывали на экономическое присутствие Турции в Абхазии, и в Турции – те, которым не по нраву безусловная ориентация Абхазии на Москву. В абхазском же обществе, соответственно, радовались любым позитивным событиям в российско-турецких отношениях, например, когда Путин договорился с Эрдоганом о строительстве газопровода через Турцию в Южную Европу. И хорошо помню, с каким энтузиазмом многие, в том числе и я, восприняли проведенную в нынешнем июне в сухумском Доме Москвы беседу за круглым столом «Абхазия в контексте современных российско-турецких отношений» с участием известных российских, турецких и абхазских экспертов.
И вот вчерашний трагический инцидент, вызвавший как минимум трещину в российско-турецких отношениях… У меня вчера и сегодня было много разговоров, и вживую, и по телефону, с сухумскими друзьями и знакомыми, и создалось такое впечатление, что нет в столице Абхазии семьи, где бы с тревогой и озабоченностью не обсуждали возможные последствия гибели Су-24 и российских пилота и морпеха-контрактника. В том числе и там, где обычно мало интересуются международной политикой. И неизменно перспективы развития конфликта рассматривались, понятно, через призму интересов Абхазии. Некоторые выражали опасения, что Россия может и авиарейсы в Турцию запретить, в том числе «Адлер-Стамбул».
Ровно в шесть вечера вчера «Апсныпресс» опубликовал заявление президента Абхазии Рауля Хаджимба «в связи с инцидентом с российским военным самолетом в Сирии»:
«Республика Абхазия выражает полную поддержку Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом, создающим угрозу миру и стабильности как в ближневосточном регионе, так и в глобальном масштабе. Инцидент со сбитым российским военным самолетом мы расцениваем как попытку подрыва усилий России по пресечению международного терроризма, и решительно осуждаем этот акт.
Надеемся, что международное сообщество даст должную оценку этим неприемлемым действиям, так как это соответствует интересам сотрудничества в борьбе с общей угрозой терроризма, жертвами которого стали тысячи граждан различных государств».
Как видим, хотя к тому часу уже вполне прояснилось и распространялось по российским СМИ, кто и как сбил Су-24, Турция в этом осторожном заявлении ни разу не упомянута. Что ж, учитывая сказанное мною ранее, считаю это вполне объяснимым и оправданным (зачем задевать чувства репатриантов из Турции и нашей диаспоры там в случае, когда без этого можно обойтись?).
Сегодня прочел комментарии к заявлению на одном из абхазских интернет-форумов. На упомянутый нюанс никто внимания не обратил, но в целом реакция форумчан совпадала с тем, что слышал все это время в разговорах. «Шутки в сторону. Ситуация форс-мажорная, с непредсказуемыми последствиями. Считаю, что РФ работает в Сирии в правильном направлении. Но сбивать военный самолет русских – это фактическое объявление войны»; «Да, ситуация хреновая. Не думаю, что Россия пойдет на конфронтацию. Придет время – Путин отомстит элегантно и красиво. Месть – блюдо холодное»; «Дай Бог российскому руководству холодного расчета, а турки, так или иначе, конечно, пожалеют о своем необдуманном шаге, в этом не сомневаюсь»; «Как же теперь быть с возможностью диаспоры голосовать на выборах президента Абхазии? Или до этого рассосется? Ой, головная боль! Если Россия дипмиссию из Турции отзовет, как нам быть – надо продумать шаги. Это вам не заявления делать».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия