Сегодня в Грузии с новой силой вспыхнули дискуссии о возможном выселении президента Грузии Георгия Маргвелашвили из авлабарской резиденции в Тбилиси. Поводом послужили резкие слова бывшего премьер-министра, основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили о том, что хочет того президент Маргвелашвили или нет, но ему придется покинуть резиденцию, которая была построена в годы правления Михаила Саакашвили.
«Как можно выселить президента из резиденции без его желания и до истечения срока полномочий?» – казавшийся шуточным вопрос сегодня озадачил многих в Грузии уже не на шутку. То, что этот вопрос серьезно стоит в повестке дня правящей коалиции «Грузинская мечта», подтвердил ее основатель, бывший премьер Бидзина Иванишвили.
«Это должно завершиться, хочет он (Маргвелашвили) этого или нет. Государство должно быть государством, и его структуры должны выполнять свои функции», – категорично заявил Иванишвили.
Он считает поведение Маргвелашвили проявлением «высшего цинизма». Ведь до вступления в должность он обещал не занимать резиденцию, построенную Михаилом Саакашвили, называл здание «гнездом порока» и обещал терпеливо дождаться завершения ремонта в другой, более скромной резиденции на ул. Атонели. После этих обещаний прошло два года, президент Маргвелашвили все-таки решил, что целесообразнее работать в авлабарской резиденции – здании, более соответствующем важности государственного института президентства.
Но вчерашние слова Иванишвили подтвердили, что основатель «Грузинской мечты» не намерен отступать. Один из депутатов «Грузинской мечты» Тамаз Мечиаури сегодня подтвердил, что «правительство правовыми путями и решением соответствующих ведомств» добьется того, чтобы президент покинул резиденцию:
«Пусть посмотрят, у каких, тем более непрезидентских стран есть такие помпезные резиденции и столько затрат? Чуть ли не больше Белого дома!» – возмущался сегодня Мечиаури.
Представители большинства оппозиционных партий сегодня вновь заступились за президента. Они напомнили, что на администрацию Маргвелашвили из госбюджета выделяется около 10 миллионов лари в год. При этом на фоне политики «затягивания поясов» правительство в будущем году планирует повысить расходы на госчиновников до полутора миллиардов лари.
В свою очередь юристы не могут объяснить, о каких правовых путях идет речь, говорит представитель Ассоциации молодых юристов Тамар Гварамадзе:
«В Конституции прямо указано, что президент Грузии сам определяет правила своей деятельности, что подразумевает и определение места работы. И для этого ему не нужно разрешение другого ведомства, в том числе и правительства. Президент уже решил, что он и его администрация будут работать в авлабарской резиденции. На этом фоне с правовой точки зрения мне не представляется возможным изменение местонахождения администрации президента».
«Тогда нужно менять Конституцию, – поясняет политолог Вахтанг Дзабирадзе. Но правящая коалиция «Грузинская мечта» сделать этого не может, так как у нее нет в парламенте конституционного большинства:
«Если президент останется на своей позиции, а правительство как-то решит добиться своего, то получится, что действующий президент гоним в своей стране? Это для «Грузинской мечты» очень проигрышная тема. Это всегда будет темой для спекуляции. Ведь правительство тратит огромные деньги на содержание своих администраций. В глазах западных партнеров это однозначно будет расценено как притеснение президента. Зачем создаем сами себе новые проблемы?» – недоумевает Дзабирадзе.