В результате бомбардировок российской авиации и наступления регулярной армии Башара Асада несколько городов Сирии, считавшихся относительно безопасными для мирного населения, теперь являются прифронтовыми. Заместитель директора отдела по делам Ближнего Востока и Северной Африки правозащитной организации Human Rights Watch Надим Аури в интервью Радио Свобода рассказал о расследовании обстоятельств двух авианалетов российской авиации на селения Ганту и Тер-Маала неподалеку от Хомса, которые привели к жертвам среди гражданских лиц. По мнению господина Аури, удары наносились без учета возможных тяжелых последствий для мирных жителей.
– Что сообщили очевидцы сотрудникам Human Rights Watch oб авианалете на сирийский населенный пункт Ганту 15 октября, который, как считается, совершили российские боевые самолеты?
– По их словам, удар был нанесен ранним утром по дому, где укрывалась большая семья, и в ходе бомбардировки практически все ее члены были убиты. Нам была показана видеозапись, сделанная после налета. И, согласно выводам наших экспертов, остающихся в районе боевых действий, анализируя разрушения можно говорить, что применялись вакуумные бомбы. Это объясняет характер нанесенных повреждений. Погибшая семья была связана с руководителем одной из местных группировок, связанных со Свободной Сирийской Армией. Хотя самого полевого командира не было в доме. Он был заснят на видео при возвращении, когда увидел свою погибшую семью под руинами дома.
Удары российской авиации носили неизбирательный характер, гибло много мирных жителей
Что в реальности происходит сейчас – с уверенностью говорить трудно, поскольку Ганту и Тер-Маала являются местом активных боевых действий, наступления сирийской армии при поддержке российской авиации. Ситуация развивается, последствием наступления стали серьезные разрушения. Многие местные жители были вынуждены бежать. Ганту и другое поселение, о котором мы говорим,Тер-Маала, находятся к северу от Хомса, контролируются оппозиционными группировками более двух лет, и они уже давно окружены сирийскими правительственными войсками. По оценкам местных общин, там до сих пор остаются около 50 тысяч мирных жителей. С началом наступления 15 октября эти гражданские лица вынуждены перемещаться из одного населенного пункта в другой внутри этого небольшого анклава. Им негде укрыться, безопасных мест там нет. Поэтому мы призываем власти Сирии и России предоставить мирным жителям коридор безопасности или хотя бы обозначить район, где они могли бы найти укрытие.
– Как вы считаете, для чего при налете на Ганту могли применяться вакуумные бомбы?
– Мы добиваемся объяснений от России по этому поводу. Но характер разрушений говорит о применении вакуумных бомб. Они более мощные, чем обычные бомбы, и причиняют сильные разрушения на большой площади. Военные любят применять такие бомбы, потому что могут быть вполне уверены, что нанесли эффективный удар именно по тому месту, по которому хотели. Но очевидно, что когда они применяются в районах, где проживает мирное население, нельзя говорить об избирательности выбранных целей. Вопрос также в том, почему русские не сделали никаких отдельных заявлений по поводу этого налета. То есть они даже не представили объяснений по поводу того, куда наносился удар, какие меры были приняты, чтобы минимизировать жертвы среди мирного населения. Даже если у них была вполне логичная военная цель – и мы ждем заявления о том, был ли этой целью вышеупомянутый полевой командир – русские все равно были обязаны принять все возможные меры, чтобы минимизировать ущерб для гражданского населения, наносить удар так, чтобы сократить жертвы среди мирных жителей. Чего, и это очевидно, сделано не было. К примеру, местные жители говорят об отсутствии каких-либо предупреждений о налете и попыток оградить от него мирное население.
– Что говорят очевидцы о налете на Тер-Маалу?
Мы бы хотели получить от русских объяснения по поводу фактов, выявленных в ходе независимого расследования
– Оба удара были нанесены одновременно, Ганту и Тер-Маала расположены недалеко друг от друга. Это были два налета, после которых началось наземное наступление. При ударе по Тер-Маале пострадала одна из центральных улиц, бомба разорвалась рядом с пекарней. Несколько человек, включая владельца пекарни и его работников, находившихся там – напомню, было раннее утро, и они занимались выпечкой – были убиты. При налете был также убит местный полевой командир, связанный со Свободной Сирийской Армией. Местные жители говорят, что там не было никакого военного объекта. Не было военной базы. В нашем расследовании мы четко указываем – да, действительно, местный полевой командир был убит. Его имя Рувад Аль-Аксах. Однако неясно, был ли целью налета именно он. И еще раз отмечу – тот факт, что удар был нанесен по месту, где находилось много гражданских лиц, при котором погибло много мирных жителей, говорит об отсутствии избирательности целей, а потому требует расследования. По поводу этого налета русские тоже не сделали никакого заявления, указывающего куда они пытались нанести этот удар. И это главная причина нашей озабоченности. Уже не в первый раз мы фиксируем налеты, которые, согласно имеющейся информации, носили неизбирательный характер, при которых гибло довольно много мирных жителей.Так что, либо их разведка работает плохо, либо, как в случае удара по дому полевого командира в Ганту, не было принято мер по защите мирного населения.
– Вы можете сообщить подробности, на основе которых вы сделали вывод о применении российской авиацией вакуумных бомб?
– Обвинения в применении вакуумных бомб связаны с налетом на Ганту, при котором погибли более сорока членов одной семьи. На видео, снятом после налета, зафиксированы признаки того, что применялся именно этот вид вооружений. Во-первых, раны и ожоги, которые видны на телах жертв. Во-вторых, размер обломков разрушенных зданий, схожесть разрушений в соседних строениях тоже говорят о применении вакуумных бомб. В целом, я считаю, что, если посмотреть на характер ранений, которые видны на видео – в сам этот район сейчас практически невозможно пробраться извне – то он также соответствует применению этого оружия, поскольку мы почти не видим разорванных тел, но трупы погибших разбросаны по всему району удара. Такого рода признаки подтверждают возможность применения этих бомб. В идеале, мы бы хотели получить от русских объяснения по поводу фактов, выявленных в ходе независимого расследования.
– Почему в Тер-Маале скопилось столько внутри перемещенных лиц?
– Как я упомянул, анклав, в котором находятся Тер-Маала и Ганту и другие города, в течение долго времени был окружен сирийскими войсками. И, по словам местных жителей, включая тех, кому удалось выбраться оттуда до последнего наступления, между правительственными войсками и силами оппозиции было заключено негласное соглашение о том, чтобы Тер-Маала оставалась в стороне от основных боевых действий. Поэтому город считался более безопасным местом для гражданского населения, живущего в анклаве. И там нашли укрытие несколько тысяч беженцев из соседних районов. Такова была идея. Я не использовал бы в данном случае словосочетание "нейтральная территория", но говорил бы о населенном пункте, который было решено держать в стороне от основных ежедневных боевых действий. Теперь ситуация изменилась. Анклав подвергается регулярным налетам и, как я упомянул, мощному наступлению сирийских войск при поддержке с воздуха со стороны России. С тех пор из Тер-Маалы, теперь уже прифронтового города, многие мирные жители бежали в другие населенные пункты анклава. – говорит заместитель директора отдела по делам Ближнего Востока и Северной Африки правозащитной организации Human Rights Watch Надим Аури.
Карл Шрек