Министр энергетики Грузии Каха Каладзе сделал сегодня первое заявление по поводу очередной встречи с председателем правления российского «Газпрома» Алексеем Миллером. Вторая по счету встреча Каладзе и Миллера состоялась два дня назад в Милане, однако о деталях переговоров не сообщалось. Между тем многие грузинские политики и эксперты по-прежнему считают Россию ненадежным партнером, а потому относятся к этим переговорам с опаской и недоверием.
Сегодня министр энергетики Грузии Каха Каладзе, подогревавший общественный интерес в течение двух дней, наконец рассказал о некоторых деталях своей последней встречи с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером. Так, Каладзе в очередной раз подтвердил, что грузинская сторона действительно намерена закупать российский газ для коммерческих организаций. Но при этом министр энергетики признался, что ждать заключения сделки с российской стороной в ближайшем будущем не стоит. А под конец своего выступления он поделился с журналистами неожиданной новостью:
«Никаких договоренностей пока не достигнуто. Продолжаются переговоры. Разумеется, мы, грузинская сторона, стараемся получить больше выгоды от этих переговоров, посмотрим, что будет дальше. В ближайшее время состоится еще одна встреча. А на этот раз речь шла как об увеличении объемов транзитного газа, что обеспечит нам дополнительный доход, так и о том, чтобы дать нашим коммерческим структурам возможность приобретать (российский) газ для своих нужд. Нам нужны дополнительные объемы для коммерческих нужд, которые не может обеспечить «Сокар» (азербайджанская нефтегазовая компания). Лично я планирую в ближайшее будущее посетить Иран. Это очень интересный рынок, известно, что в отношении этого государства уже задействованы иные подходы, а потому, исходя из нашего географического и геополитического положения, мы должны постараться максимально использовать его ресурсы», – заявил Каладзе, добавив, что его официальный визит в Тегеран состоится уже в середине ноября.
Между тем слова министра об иранском газе натолкнули некоторых грузинских журналистов и экспертов на мысль, что на российском газовом направлении у официального Тбилиси могли появиться проблемы. Так, если Каладзе раньше и говорил о возможных закупках иранского газа, то речь, как правило, шла о далекой и туманной перспективе. Иначе говоря, министр выражал скорее поверхностный интерес, при этом концентрируясь на переговорах с российским «Газпромом». Теперь ситуация может измениться. Правда, это вовсе не означает, что официальный Тбилиси прервет переговоры с Москвой, но в любом случае диверсификация энергопоставок принесет стране только пользу, считает исполнительный директор грузинской НПО «Атлантический совет», политолог Георгий Мучаидзе:
«Самая большая задача заключается в том, чтобы не попасть в зависимость от российских энергоносителей. Грузии просто необходимо максимально диверсифицировать поставки. Вообще, по поводу грузино-российских газовых переговоров появляется все больше вопросов, которые пока остаются без ответов. Считаю, что в отношениях с ненадежным и нестабильным государством, которое использует свои энергоресурсы в виде политических рычагов, нужно проявлять высокую бдительность. Кроме того, это то самое государство, которое практически еженедельно осуществляет на нашей территории агрессивные действия», – говорит Мучаидзе.
Тем не менее не исключено, что грузинская сторона заговорила об иранском газе не столько из-за того, что Россия, по мнению многих, является нестабильным партнером, сколько из-за того, что сама Москва, возможно, не спешит поставлять в Грузию дополнительные объемы газа.
Политолог Гия Хухашвили говорит, что грузинский рынок не представляет большого экономического интереса для России. И если она действительно рассматривает возможность начала поставок газа в Грузию, то, скорее всего, за этим скрывается политический расчет, не исключает Хухашвили:
«Те объемы, о которых может идти разговор на этих встречах (Каладзе и Миллера), вообще не вызывают интереса у «Газпрома». Речь идет о прибыли для российской стороны, равной сумме, которую менеджмент «Газпрома» тратит на один ужин. Но зато в их интересы может входить создание некой интриги, я бы даже сказал, каскада недопонимания между грузинской и азербайджанской сторонами», – говорит Хухашвили.
Между тем о закупках иранского газа заговорил не только Каладзе. Вчера заинтересованность в этом направлении проявил и основатель правящей коалиции «Грузинская мечта», бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили. Он заявил, что «сам проявляет большую активность для того, чтобы иранский газ поступал в Грузию».