Югоосетинский правозащитник Фатима Маргиева заявляет, что ее сына Дмитрия Калоева содержат под стражей незаконно. Напомним: 14 октября Цхинвальский городской суд оставил его в заключении до 19 ноября. Дмитрий Калоев – российский гражданин, который этим летом был похищен во Владикавказе и вывезен в Цхинвал. Тогда следствие выступило с громким заявлением о предъявлении Калоеву обвинения в убийстве своего родственника Алана Маргиева. Однако позже обвинение было смягчено на укрывательство преступления и оставление человека в опасности.
По словам матери Дмитрия Калоева – югоосетинской правозащитницы Фатимы Маргиевой, за все это время следствие не представило ни одного доказательства его причастности к смерти Алана Маргиева, либо неоказанию помощи, из-за чего тот скончался. Срок содержания под стражей Калоеву продлили под предлогом того, что заключение грузинской экспертизы получено лишь недавно и еще не переведено на русский язык. Фатима Маргиева считает это незаконным, так как никакой новой информации по делу следствие суду не представило. Кроме того, чтобы продлить срок заключения в третий раз, необходима санкция генерального прокурора, но она не была представлена. По словам Фатимы Маргиевой, материалы дела до сих пор не переданы защите, следствие игнорирует процессуальный кодекс и даже решения судебных инстанций – Цхинвальский городской суд, а затем и Верховный суд Южной Осетии разрешили свидание с подзащитным, но к Дмитрию Калоеву никого не пускают. Говорит Фатима Маргиева:
«Наш адвокат подала ходатайство о том, чтобы ей предоставили выводы экспертизы останков Маргиева, которая пришла из Ростова, подала ходатайство по снятию обвинений, предусмотренных статьями УК 125 (оставление в опасности), 109 (причинение смерти по неосторожности) и 222 (незаконное хранение боеприпасов), т.к. нет никаких оснований для их предъявления. Ходатайства были направлены около месяца назад, но следователи до сих пор на них не ответили, хотя по закону они должны были отреагировать в трехдневный срок. Адвокат сообщила об этом на судебном заседании, но суд не придал этому никакого значения».
Это уже третий адвокат Дмитрия Калоева. Двое предыдущих уступили давлению силовиков и отказались защищать подследственного. Теперь под прессингом находится и третий, говорит Фатима Маргиева:
«Ее запугивают. Она молоденькая девочка, сегодня она мне звонила, плакала, говорила, что ей и отказаться не разрешают, потому что государственный адвокат не может отказаться без объяснения причин, но в то же время защищать моего сына ей не дают. Она говорит, что оказалась между двух огней: с одной стороны, она должна защищать Дмитрия, а с другой стороны, ей это запрещено. А сейчас на нее оказывает давление сам президент адвокатской палаты, говорит, мол, не пиши кассаций, жалоб, все равно ты ничего не изменишь».
Наверное, у стороннего наблюдателя, эта история вызывает ощущение явной несоразмерности личности подсудимого, предъявляемых обвинений и задействованных против него административных рычагов. Непонятно, почему расследование банального дела, от которого явно не пахнет ни политикой, ни большими деньгами, вдруг обросло скандалами, процессуальными нарушениями, в которые оказались вовлечены далеко не последние чины силовых ведомств. Фатима Маргиева говорит, что, не найдя этому никаких разумных объяснений, направила письмо в прокуратуру с требованием провести психиатрическую экспертизу следователей, участвующих в деле. Гражданский активист Нар Габараев, напротив, считает, что всему этому есть логическое объяснение:
«Перебор получился оттого, что дело получило громкий резонанс – все-таки похитили гражданина России на российской территории. Здесь попытались представить дело таким образом, будто они поймали своего гражданина – убийцу. Вот если они его посадят как убийцу, им сойдет с рук эта история. Но дело в том, что обвинения в убийстве рассыпались сразу после экспертизы трупа. Потом следствие выдвинуло обвинение по незначительным статьям, за которые не предусмотрено содержание под стражей до суда. Была еще попытка добавить статью – провели дома обыск. Говорят, что обнаружили дома патроны, но они оказались восьмимиллиметровыми от травмата, т.е. хранение боеприпасов уже не пришьешь. А они уже третий раз продлевают Калоеву содержание под стражей как особо опасному преступнику, развели муть, сами себя в угол загнали и не знают, как оттуда вылезти. Посадить не получается, отпускать нельзя после того, как Фатима пожаловалась в Москву во все инстанции. Все-таки похищение российского гражданина – дело нешуточное».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия