Из Чечни – напоминание и предупреждение.
В Грозном на днях открыли крупнейший в мире музыкальный фонтан. Человеку неместному невозможно представить, – да и местным все труднее помнить, – что полтора десятилетия назад город лежал в руинах.
22 сентября 1999 федеральная авиация начала бомбардировки Грозного и других крупных населенных пунктов Чечни. Сообщая о ходе боевых действий на Северном Кавказе той осенью, официальные лица Российской Федерации, а за ними также и СМИ (основываясь в основном на высказываниях официальных лиц), подчеркивали отличия происходящего от Первой чеченской кампании 1994-1996 годов. Наряду с малыми потерями среди федеральных войск все наперебой отмечали избирательность их действия, и особенно применение высокоточного оружия с целью уничтожить террористов при минимальных жертвах среди мирного населения. Именно эти обстоятельства, по-видимому, обеспечили тогда поддержку действий российского правительства – как населением, так и политической элитой страны.
Вот что говорил тогда бывший премьер-министр Евгений Примаков: «Точечные удары, если они осуществляются действительно точечным образом, если применяется высокоточное оружие, а я уверен, что его следует применять и оно применяется, наверное, уже, то тогда жертвы среди мирного населения минимальны». («Эхо Москвы», Интервью, 01.10.99; 15:35)
А вот слова другого бывшего премьера, Сергея Степашина: «…главная задача сегодня, которая должна стоять перед войсковыми подразделениями, перед внутренними войсками наряду с уничтожением баз боевиков, – в основном это высокоточное оружие, артиллерия, авиация и специальные операции...» (Телеканал TV6, Обозреватель, 10.10.99; 19:55)
Что же до действующего тогдашнего премьер-министра Путина, то «Владимир Владимирович ... выразил слова своего искреннего восхищения выучкой и умением летчиков и с особой теплотой отозвался о российских оружейниках, которые создали ... высокоточное оружие, которое позволяет сейчас наносить удары непосредственно по базам скопления боевиков и избежать ненужных жертв среди мирного населения». (ОРТ, Новости, 20.10.1999, 12:00)
Шестнадцать лет прошло – а будто сегодня сказано!
Только имена и топонимы другие.
На повестке дня у современных российских спикеров и комментаторов Сирия. Которая, конечно же, «не такая, как Чечня». Это в Чечне сносили с лица земли жилые кварталы и клали бригады при штурмах. Но теперь-то в Сирии «не будет наземной операции» (читай: те самые «малые потери»). А бомбят с воздуха и стреляют ракетами исключительно точечно и только по террористам.
В прошлый раз мы уже говорили про то, насколько «точечными» были это удары – по Грозненскому рынку, по колонне беженцев, по селу, объявленному «безопасной зоной»…
Но, может, теперь все-таки иначе? «Исключительно по разведанным целям?»
Вот еще одна история начала Второй чеченской.
27 октября 1999 г. в г. Грозном федеральные силы нанесли ракетно-бомбовый удар по жилым кварталам в районе магазина «Луч» по улице Ленина. Официальные источники сообщали, что целью ракетного удара был «дом Шамиля Басаева». Действительно, в том районе находились два дома Шамиля Басаева, дом жены Джохара Дудаева и здание шариатского суда, которые были частично разрушены. И у дома Шамиля Басаева действительно снесло крышу – в результате точного, прицельного прямого попадания ракеты в соседний дом Нохи Осмаева. Были ранены охранники Басаева. Самого Шамиля там не было. А дальше все это сдобрили бомбардировкой. В итоге были разрушены прилегающие кварталы – не менее пяти двухэтажных домов, один пятиэтажный дом, множество частных домов. Многие жителей были убиты и ранены.
И вот опять – на прошлой неделе. 7 октября 2015-го «базы террористов» в Сирии были атакованы крылатыми ракетами «Калибр» с кораблей из акватории Каспийского моря. Новейшее высокоточное оружие с наведением по системе Глонасс! Американцы утверждают, что четыре ракеты из 26 упали, не достигнув цели. Но и это уже успех.
Только вот кто указывал цели? «Наземной операции» в Сирии вроде как нет. То есть своей наземной, рейдовой и агентурной разведки нет – только с воздуха. Или информация от сирийских «смежников». То есть цели российские летчики и ракетчики получают «втемную». Даже если удары «точечные», откуда мы знаем, что разрушена именно «мастерская по изготовлению поясов шахида»? Наверное, последним кадром с камеры на ракете была вывеска «Пояса шахида. Изготовление, ремонт, прокат»? Или опять ошиблись адресом, как в Грозном?
Не стоит слепо верить рапортам военных Точно так же, как не стоило им верить в 1999-м.
Тогда, шестнадцать лет назад, российская телевизионная аудитория предпочитала верить сказкам о «точечных ударах». Теперь, когда сообщают о «точечных ударах» в Сирии, все повторяется. Все в порядке. Лучше вот – смотрите: крупнейший в мире музыкальный фонтан с подсветкой.
Из Чечни – напоминание и предупреждение.