Сегодня в Тбилиси представители СМИ, неправительственных организаций и дипкорпуса собрались, чтобы обсудить нынешнее положение со свободой слова в стране.
Когда речь идет о посягательстве на свободу слова, средства массовой информации проявляют единодушие и готовность совместно бороться за плюрализм в медиа-среде, заявила руководитель Transparency International Georgia Эка Гигаури. Это, по ее словам, есть то, что может противостоять влиянию, оказываемому властями на СМИ. В то же время, говорит Гигаури, последние несколько месяцев некоторые события, в которых, вероятнее всего, заинтересовано правительство, вызывают тревогу. Она имеет в виду закрытие политических ток-шоу на нескольких каналах и судебное разбирательство по делу, касающемуся телекомпании «Рустави 2».
«Правительство может быть заинтересовано в том, чтобы конкретное СМИ стало менее активным, а может, даже в удалении определенных журналистов с определенных ток-шоу. И в связи с этим есть много вопросов. Безусловно, те события, которые произошли в последние время, – нежелательные и тревожные».
Кроме того, говорит Гигаури, обеспокоенность вызывает появление на медиа-рынке пророссийских СМИ, некоторые из которых финансируются правительством Грузии. По ее словам, Transparency International Georgia обладает информацией, подтверждающей это. По словам Гигаури, НПО в ближайшем будущем подготовит результаты исследования, которое выявило, кто стоит за определенными СМИ.
Еще недавно международные наблюдатели отмечали улучшение в плане свободы слова в Грузии, говорит председатель Фонда развития СМИ Тамар Кинцурашвили. Однако сейчас телеканал, за счет которого отчасти и существовал плюрализм в журналистской среде, подвергается различным нападкам. Эти и другие попытки власти оказать давление на СМИ, считает Кинцурашвили, обязательно повлияют на рейтинг страны в различных международных исследованиях, касающихся свободы слова. Впрочем, она отмечает и более глубокие явления, характеризующие грузинские СМИ.
«К сожалению, плюрализм в Грузии обеспечивало противостояние политических интересов. Так было еще тогда, когда Бадри Патаркацишвили, планировавший принять участие в президентских выборах, инвестировал в телекомпанию, чтобы использовать демократический институт для достижения своих политических целей. Сейчас же «Рустави 2» связан с предыдущей правящей партией и проводит соответствующую редакционную политику. То есть плюрализм достигается за счет иной политической позиции, потому что рынок не самодостаточен».
Грузинские СМИ находятся сейчас перед множеством вызовов, считает журналист Звиад Коридзе. Он говорит, что кадровые изменения, которые произошли в телекомпаниях «Имеди» и «Маэстро», вероятнее всего, были проведены их руководством, чтобы угодить властям. Для владельцев, продолжает журналист, телекомпания – это возможность развивать более крупный бизнес при поддержке благосклонно настроенного правительства.
«В таких случаях владелец, как правило, рискует и делает шаг, который соответствует интересам правительства. Одним движением руки он увольняет 20 журналистов и ведущего, как это было в случае с телекомпанией «Маэстро». Или же закрывает удачный с точки зрения популярности среди зрителей и приносящий доход с рекламы проект – программу Инги Григолия. Подобные отношения владельцев телекомпаний с правительством губительно влияют на качество независимости СМИ».
Кроме того, говорит Коридзе, в Грузии, как и раньше, часто остаются анонимными реальные владельцы телекомпаний. Неизвестно и происхождение сумм, которые они вкладывают в бизнес. Сейчас, считает Коридзе, главный вопрос состоит в том, насколько редакторские коллегии готовы отстоять свою независимость и противостоять давлению, оказываемому на них руководством.