Сегодня в рубрике «Гость недели» мы предлагаем вашему вниманию интервью с премьер-министром Абхазии Артуром Миквабия.
Елена Заводская: Вчера в информационном пространстве Абхазии появилось заявление политсовета политической партии «Амцахара». Политсовет этой партии требует отставки премьер-министра Артура Миквабия. Артур Артемович, что вы на это скажете? Ваше отношение к данному заявлению?
Артур Миквабия: У меня складывается впечатление, что «Амцахаре» не нравятся те преобразования, которые начаты в нашей стране. Кстати, преобразования не проходят без сучка и задоринки. Преобразования всегда усложняются теми условиями, в которых они проходят. Мы сегодня проводим их в очень сложных условиях. С одной стороны, это резкое снижение курса рубля к доллару и наши российские партнеры, которые не могут оказать нам в полной мере ту помощь, на которую мы в свое время рассчитывали. Мы, в свою очередь, делаем все, что от нас зависит, чтобы это так резко не сказалось на наших гражданах. Конечно, мы не можем все проблемы решить, потому что это не зависит от нас. С другой стороны, когда нас обвиняют во всех грехах, к которым мы не имеем никакого отношения, – это очень смешно! И те люди, которые сегодня говорят о том, что мы чего-то там не сделали, так они же все во власти были! И генеральный прокурор там был, и председатель СГБ там был, и премьер-министр, и все остальные! Я не принимал господина Отырба на работу, не назначал его гендиректором РУП «Абхазчай», а меня сейчас спрашивают, почему вы эту ситуацию не привели в порядок? «А вы сами где были?» – у меня вопрос к ним. Вы должны были это отслеживать? Или вы ждали пять лет, чтобы сейчас сделать упрек в наш адрес?
И когда они говорят нам, что мы не знаем, что надо делать, хочу сказать, что мы как раз знаем это и мы это делаем. И пытаемся навести порядок в плане управления. Конечно, им это не нравится, потому что они не сделали этого за десять лет.
Елена Заводская: Вас обвиняют в том, что вы знали о незаконном совмещении должностей в государственной и коммерческой структурах, но не предприняли никаких действий по устранению этого грубого нарушения закона об унитарных предприятиях. И позволили Астамуру Отырба в течение всего времени, пока вы находитесь на должности премьер-министра, быть одновременно генеральным директором РУП «Абхазчай» и ООО «Абхазчай». Пожалуйста, Артур Артемович, скажите, почему вы никак не отреагировали на этот момент?
Артур Миквабия: Скажите, а нельзя меня обвинить в том, что я разрушил Карфаген? Какое отношение я имею к ООО «Абхазчай»? И почему я должен знать, кто там генеральный директор? ООО «Абхазчай» создано в 2007 году, меня тогда в Абхазии вообще не было, а РУП «Абхазчай» создан в 2010 году, если мне память не изменяет. Скажите, а кто тогда был премьером страны? Какое я имею отношение к созданию РУПа? Откуда я мог знать, когда и как он финансировался вообще? На самом деле я только сейчас стал изучать ситуацию, после того как появились все эти клеветнические измышления в мой адрес. Только тогда я узнал, что существует, оказывается, ООО «Абхазчай», а РУП находится в процессе ликвидации. Если компания находится в процессе ликвидации (с 2013 года) и коммерческая фирма ООО «Абхазчай», откуда я мог их знать? Я что, все ООО, которые есть в Абхазии, знаю по памяти? И, вообще, кто может это знать? И какие запросы и куда я должен был делать? Скажите, а почему ко мне вопрос? Их взаимодействие (РУПа и ООО) относится к тому периоду, когда между ними совершались хозяйственные сделки, поэтому этот вопрос надо не мне задавать, а тем, кто тогда руководил страной. Насколько я понимаю, премьером у нас тогда был Лакербая, это он должен об этом знать, а я при чем? Я сейчас только начинаю этот вопрос изучать и хочу вам сказать, что я до истины доберусь, потому что по имеющимся у меня сведениям были какие-то сделки. А мне говорят: ты пять месяцев работаешь, тебе надо было выяснить, что такое РУП и ООО «Абхазчай». Почему мне надо было это выяснять? Пускай еще спросят, Казань я не брал?!
Елена Заводская: В настоящее время вы уже знаете о том, что Астамур Отырба является одновременно генеральным директором РУПа и коммерческой фирмы. Теперь сказать, что вы не знали об этом, уже нельзя. Вы об этом знаете. Какими будут ваши действия? Что вы намерены предпринять, чтобы устранить «грубое нарушение статьи 21 закона «Об унитарных предприятиях»?
Артур Миквабия: Оба предприятия – недействующие. Это я узнал только сейчас, после того как был обвинен господином Отырба во взятке. Я сказал уже, что это – политический заказ, но он еще и экономический, потому что мы заявили, что будем все РУПы проверять (их в Абхазии около 100), в том числе и РУПы, которые практически ликвидированы. И после этого поднимается вокруг моей персоны, человека, который поставил этот вопрос, такая вот возня. Чем она объясняется? Этот вопрос надо задать не мне, а представителям «Амцахары». Хочу вам сказать, что, если такие нарушения есть, это не мои вопросы, а это были вопросы тогдашнего генерального прокурора Миканба, руководителя службы Госбезопасности, которая существовала в то время. Я никакого отношения к этому не имею и не имел, но сейчас меня втянули в этот вопрос, и я разберусь, естественно. Но хочу вам сказать, что меня тоже возмутил этот факт и то, что между этими организациями были хозяйственные взаимоотношения. Я дал задание начать процесс возврата (средств). Вообще, я вижу достаточно целенаправленную травлю. Я только месяц отработал, а они уже на одном из собраний «Амцахары» требовали моего освобождения. Интересно, почему? Какие могли быть в мой адрес обвинения? Им надо внутри посмотреть, кто и как выполнял свои обязанности. На самом деле мы сейчас видим, какие у нас потери, и я о них говорил. И говорю, что нам надо все это изучить, чтобы в дальнейшем подобное не повторялось. Но, с другой стороны, если есть экономические или иные преступления, дела надо передавать тем, кому положено. Я никому не угрожаю, но действую строго в рамках закона.
Елена Заводская: Против Астамура Отырба возбуждено уголовное дело по факту распространения в СМИ сведений, порочащих честь и достоинство премьер-министра. Будет ли оно доведено до логического конца?
Артур Миквабия: Уголовное дело возбуждено и будет доведено до суда.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия