Территория Грузии продолжает сокращаться. Россия под предлогом демаркации границы между Южной Осетией и собственно Грузией постоянно прихватывает все новые части ее территории. Даже для небольшой страны передвижение границы на несколько сотен метров само по себе не убийственно. Но если конкретный человек одним совсем не прекрасным утром обнаружит, что его дом оказался в другом государстве или там осталась земля, которая его кормит, даже ничтожный с точки зрения глобальной геополитики сдвиг – личная трагедия. А для страны это – унижение, поскольку она ничего не может сделать для защиты своих граждан.
Видимо, расчет именно в этом и состоит: постоянно держать Грузию в униженном и неопределенном состоянии. Не хотите сдаться на милость победителя – вот и получайте. Мы будем передвигать границу, когда и как захотим, а вы ждите помощи от европейцев и американцев.
Что может противопоставить Грузия наглости и силе? Ее возможности ограничены, а ввязываться в войну с северным соседом, ясное дело, никто не хочет. Тем не менее у многих граждан возникают претензии к собственным властям. В субботу несколько тысяч человек пришли на акцию протеста – не столько против Путина, сколько, прежде всего, против правительства «Грузинской мечты». Организаторы акции – друзья оппозиционного «Национального движения», так что протест при желании можно списать на партийный интерес. Но в чем конкретно могут быть претензии к властям, если все согласны, что защищать свою территорию с оружием в руках Грузия на этом этапе не может?
Главное – соглашаться или нет с постановкой вопроса: либо надо просто смириться с неизбежным, либо – война. Именно на этом основывается пиар «Мечты»: мы – партия мира, а оппозиция, т.е. сторонники «чокнутого Миши», – партия войны. Следует признать, что эта формула реально воздействует на умы народа и сильно мешает «националам» расширить базу сторонников.
Но постараемся выйти за пределы внутриполитического противостояния. Одно ясно: обещание «Мечты» урегулировать отношения с Москвой с треском провалилось. «Мечтатели» раздражают Москву гораздо меньше, чем «националы», зато первых в Кремле, видимо, презирают еще больше. Если бы это было не так, зачем по мелочам (с российской точки зрения, конечно) дискредитировать процесс российско-грузинского урегулирования, в который Тбилиси вложил столько политического капитала?
Наплевательское отношение северного партнера поставило правительство в тяжелое положение: ему просто нечего сказать. Зачем, например, нужен формат регулярных встреч Карасина-Абашидзе? Самое крупное (если не единственное) достижение: грузины могут продавать в России вина, фрукты и овощи. Это, конечно, хорошо для части населения (хотя далеко не принесло общего оздоровления экономики). Но с политической точки зрения такое скорее проигрышно. У России появился новый рычаг экономического шантажа: если Москве что-то не понравится, грузинский импорт можно сразу запретить.
И дураку ясно, что единственный шанс Грузии себя как-то защитить – активизировать поддержку Запада. Ни у кого нет иллюзий, что интересы маленькой страны на Кавказе являются для последнего приоритетом. Но если государство Грузия (так же, как, скажем, Украина) все еще существует, это прежде всего заслуга того международного порядка, который Запад так или иначе защищает. Но правительство «мечтателей» рубит именно тот сук, на котором висит реальный суверенитет их государства. Оно пришло с лозунгом, что «Грузия должна перестать быть препятствием для урегулирования отношений между Западом и Россией» (пусть таковым станет Украина – зато, мы от нее дистанцируемся). Придя к власти, ее лидеры стали успокаивать Запад: не бойтесь, мы с Россией сами разберемся. Евро-американцы не совсем понимают, что происходит, но всегда хорошо, если одной головной болью меньше. Неудивительно, что некоторые склонные к подозрительности люди предполагают, будто «Мечта» действует по инструкциям из Москвы. Но допускать такое необязательно: все можно объяснить просто глупостью или желанием максимально отличаться от «чокнутого Миши».
Раз правительство не может даже по-настоящему возмутиться действиями России, его возмущают лишь те, кто хоть как-то против этих действий протестует. Это можно понять: острая критика России автоматически бьет по «Мечте». А раз последней по существу сказать нечего, остается твердить много раз сказанное: если бы не мы, была бы война.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции