Вчера делегация Торгово-промышленной палаты Абхазии во главе с ее президентом Геннадием Гагулия (в состав ее входили также замначальника Управления внешних связей ТПП Тамила Мерцхулава и специалист этого управления, репатриант из Сирии Мухаммед Али) вернулась из поездки в Эрбиль, столицу Иракского Курдистана. Она находилась там несколько дней по приглашению федерации ТПП этого государственного образования в составе Ирака, которое по новой Конституции страны имеет статус широкой автономии.
ТПП Абхазии проводит активнейшую работу по налаживанию экономических связей со многими странами мира и часто отправляет делегации за рубеж. Но эта поездка привлекла особое внимание абхазской общественности, потому что открыла для нее немало нового. Идя сегодня на встречу с Геннадием Леонидовичем, я просмотрел в интернете публикации об Иракском Курдистане. И лишний раз подумал о том, что наши знания нуждаются в постоянном обновлении. Политическая география – то, что с детства привлекало меня. И то, что знал, казалось бы, назубок, но не в данном, естественно, случае. Теперь знаю, что Иракский Курдистан занимает примерно двадцать процентов территории Ирака на его северо-востоке, а население автономии составляет пять с половиной миллионов человек, что больше, чем в Грузии, Армении и многих других странах. Причем там три города с населением более миллиона…
А президент ТПП Абхазии начал свой рассказ о поездке со слов удивления и восхищения увиденным. Эрбиль, город с полуторамиллионным населением, – это, по его впечатлению, город-стройка. Толчок стремительному развитию там дала, конечно, нефтедобыча, ведь по разведанным запасам нефти ИК занимает шестое место в мире и стремится, как говорят местные жители, стать вторым Дубаем. Неслучайно же Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), которое, расширяясь, как раковая опухоль, захватило сейчас большую часть Ирака и часть Сирии, вело и продолжает вести упорные бои с вооруженными силами Иракского Курдистана. Но курды дали отпор исламским радикалам и отбросили их со своей территории. Геннадий Гагулия рассказывает:
«Мы были в Курдистане, там, где линия фронта проходила в 40 километрах. Мы даже когда туда ехали, долго думали: ехать нам, не ехать…»
А потом, говорит он, вспомнили, что и мы в период грузино-абхазской войны во временной столице Республики Абхазия Гудауте больше года находились примерно на таком же расстоянии от Гумистинского фронта. Кстати, тогда Геннадий Леонидович был одним из руководителей правительства РА.
В общем, можно сказать, что, помимо прочего, Иракский Курдистан оказался и одним из форпостов современной цивилизации на пути распространения власти жестокого, «средневекового» режима, уничтожающего памятники истории и мечтающего о «всемирном халифате», где не будет места «неверным». Дыхание войны с ИГИЛ чувствовалось в усиленном режиме охраны в гостинице, в том, что при входе в государственные учреждения приходилось проходить тройную проверку. Но сами по себе эти здания поражают своим великолепием, внешней и внутренней отделкой. В частности, шестиэтажное здание федерации ТПП ИК.
Удивило Геннадия Гагулия многое: и то, как в 45-градусную жару все чиновники-мужчины там ходили в строгих костюмах при галстуках, и то, что все говорили как на курдском и арабском языках, так и на хорошем английском (вплоть до официантов). Абхазы привыкли гордиться своим традиционным этикетом, но сейчас, увы, многое утрачено; в Эрбиле же, говорит он, в любом кабинете с нами разговаривали только стоя.
У абхазской делегации были часовая встреча с мэром этого города, беседа с министром сельского хозяйства Иракского Курдистана. Хозяева удивлялись, что такая маленькая страна, как Абхазия, смогла добиться независимости и признания несколькими членами ООН. Гости же, глядя на каталоги проектов инвестиций в местную экономику, с грустью думали о том, что им в ответ похвастаться нечем. Геннадий Гагулия говорит:
«Если бы мы не повезли с собой тех буклетов, которые мы имеем, которые сама наша Торгово-промышленная палата издала, вообще нечего было бы показать».
Состоялось официальное подписание меморандума о взаимопонимании между федерацией ТПП Иракского Курдистана и ТПП Абхазии. Визит завершился встречей с генеральным консулом Российской Федерации в Эрбиле.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия