На днях в новостях Абхазского телевидения прозвучала фраза, что в этом году число туристов, приезжающих в республику, увеличилось «в разы» и эксперты прогнозируют, что по итогам сезона оно достигнет двух миллионов. «Не чересчур ли оптимистично, даже «шапкозакидательски»? – мелькнула мысль. Вообще-то, надо так понимать, что в прогнозе речь шла об общем числе пересекающих границу на Псоу туристов, где основную массу, процентов семьдесят, составляют однодневные экскурсанты из отдыхающих в сочинском регионе. Ранее эта суммарная цифра почти достигала миллиона, но тогда, выходит, она увеличится вдвое? Можно ли сказать, что это «в разы»? Наверное, да, хотя и с натяжкой. Впрочем, другие прогнозы скромнее – что рост составит 30-40%.
Но в целом, конечно, нынешний летний сезон был изначально обречен на успех. Главная причина – в падении курса российского рубля почти в два раза, что переориентировало многих россиян с отдыха в дальнем зарубежье на отдых в рублевой зоне. Нет нынче и опасений, что в Абхазии начнется период политической нестабильности, тех, что в прошлом году после событий 27 мая остановили определенное количество собиравшихся провести здесь отпуск. Появились новые объекты, привлекающие внимание туристов, такие как «Сан-Марина», «Алекс Бич», «Багрипш», «Ирэн», «Грифон», «Водопад», «Лебедь». Стоимость турпакета в Абхазию практически осталась на уровне прошлого года, лишь некоторые здравницы подняли цены на 2-7%. Сегодня средняя стоимость путевки составляет 1600 рублей с туриста в сутки с трехразовым питанием.
Но будем реалистами: обычно пропорционально числу туристов возрастает и число нареканий на уровень сервиса, а также активность криминалитета, для которого курортный сезон – страдная пора. В общем, благоприятно складывающейся конъюнктуре всегда можно умудриться противопоставить субъективный фактор.
Недавно я заинтересовался интернет-отзывами отдыхающих об абхазских здравницах и решил сделать сравнительный анализ прозвучавших мнений. Причем в какой-то момент даже удивился сам себе: почему раньше эта мысль не приходила в голову? Хотя тут же нашел объяснение. В ту пору, в первой половине нулевых годов, когда в Абхазию снова, как в былые времена, начали в массовом порядке заезжать отдыхающие и одновременно сюда пришел интернет, первые злые отклики в Сети многими у нас были расценены как фейки. Может, мол, это все происки как наших «заингурских недругов», которые хотят экономически задушить Абхазию, лишив ее основной статьи дохода, так и конкурентов в сфере туристического бизнеса из России? А и впрямь, как знать… Хотя не сказать, что в этих откликах было нечто неправдоподобное. Подобное звучало и в абхазских СМИ, пусть и не в столь резкой форме. Так или иначе, но опираться на «гуляющие» в интернете тексты всегда представлялось делом опрометчивым.
Но вот когда я не так давно писал про интернет-мошенников, которые торговали нынче фальшивыми ваучерами на номера в абхазском пансионате «Мюссера», решил узнать побольше об этой здравнице, в которой бывал лишь однажды, в 80-е годы. И набрел на российский сайт «Отзовик», где прочел отзывы отдыхавших в последние годы на абхазских курортных объектах. В основном открывал и просматривал лишь те страницы, где было шесть и больше (до 24) отзывов. На этом сайте пользователям предлагается отметить как плюсы, так и минусы отдыха в данной здравнице, а также подсчитывается процент «откликантов», рекомендующих друзьям ее к посещению. Так вот, 100% оказалось только у сухумского пансионата «Айтар» (многие советские годы это была турбаза им. ХV съезда ВЛКСМ), правда, откликов было только шесть. Гостевой дом «Мандарин» в Гагре рекомендуют 87%, объединение пансионатов курорта «Пицунда» – 86%, пансионат «Мюссера» – 85%, виллу «Орлиное гнездо» в Новом Афоне – 83%, пицундские пансионаты «Самшитовая роща» – 77%, «Литфонд» – 76%, «Сосновая роща» – 75%, отель «Ирэн» – 71%, гагрские санаторий «Амра» – 72%, пансионат «Энергетик» – 54%, дом отдыха «Солнечный» и сухумский пансионат «Кяласур» – 66%, пансионат «Эвкалиптовая роща» в очамчырском селе Кындыг – 62%...
Конечно, эти цифры не следует воспринимать в качестве совершенно объективной и точной оценки, но все же они показательны. А обилие деталей во многих текстах подтверждает их достоверность. И в то же время совершенно не должно удивлять, что разные люди, побывав примерно в одно и то же время в одной и той же здравнице, диаметрально противоположным образом оценивали, скажем, качество питания, сервис и т. д. Это неизбежно: разные запросы, разные характеры… Кстати, прошлой осенью я рассказывал на «Эхо Кавказа» о забавном эпизоде, когда направляясь с приятелем в упомянутый выше пансионат «Эвкалиптовая роща», чтобы забрать своих гостей – двух родных сестер из российской глубинки, решивших отдохнуть там часть отпуска – около десяти дней, и сказал ему: «Вот увидишь – одна будет все хвалить, а другая – критиковать». И надо было наблюдать за его мимикой, когда мы ехали назад уже с ними: он, что называется, уматывался, слушая предсказанные мной впечатления сестер. При этом в них ничего не противоречило друг другу – просто одна акцентировала внимание на том, что там рядом замечательные термальный источник и лечебные грязи, а другая – что скучно, негде повеселиться, одна – что кормили неплохо, другая – что купила по соседству с пансионатом вяленую рыбу, которая оказалась никуда не годной…
Но при всем том есть в «Отзовике» и случаи, когда мнения совпадали; так, дружно ругали грубый прием и низкий уровень сервиса в гостинице «Белые скалы» в поселке городского типа Цандрипш, потому и рекомендуют ее к посещению только 12%. Наверное, дыма без огня не бывает… Есть и другие совпадения. Кто бы ни писал о крупных здравницах, известных с советских времен, почти неизменно сетует на старую мебель в номерах. Молодежи повсеместно не хватает развлечений.
Ну, а еще, конечно, отзывы в известной мере зависят и от случая: кому как повезет с погодой или с тем, с какими местными людьми он столкнется.
И, разумеется, все познается в сравнении. В советские времена я немало поездил по СССР по разным домам отдыха и т. п. Даже трудно представить себе, как отзывались бы нынешние интернет-пользователи, которым меньше 40-45 лет и которые не знакомы со среднестатистическими советскими профсоюзными здравницами, о том, что было тогда. В половине объектов, где мне довелось проводить отпуска в конце 70-х – 80-х годах, кормили впроголодь, но это воспринималось в качестве некоей компенсации за то, что профсоюзные путевки стоили копейки. Кстати, в абхазских здравницах, где мне доводилось отдыхать (в объединении пансионатов курорта «Пицунда» – дважды, в доме отдыха Литфонда и гагрском санатории им. Челюскинцев) с этим обстояло как раз неплохо. Но те номера в пицундских пансионатах, которые 30-40 лет назад были заветной мечтой советских отпускников и все лето бывали забиты восточными немцами, по нынешним временам воспринимаются как убожество. В общем, туристической отрасли Абхазии пора совершать рывок. Не уповать же всегда на кризисные явления в российской экономике.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия