В Европе начинается процесс по принудительному изъятию российской зарубежной собственности, не защищенной дипломатическим иммунитетом, в рамках судебных решений по искам акционеров бывшей нефтяной компании ЮКОС. В среду к юридическим действиям по аресту такого имущества приступили в Бельгии, в четверг часть счетов клиентов государственного российского банка ВТБ во Франции заблокировали власти этой страны. Реакция Москвы на эти события оказалась весьма нервной.
Бельгийские приставы в среду уведомили бельгийские, российские и международные компании в Бельгии об аресте имущества, принадлежащего России, по иску бывших акционеров ЮКОСа, выигравших почти год назад процесс в Постоянной палате третейского суда в Гааге. Как сообщает агентство "РИА Новости", в документе, распространенном приставами, значится, что зарегистрированная на британском острове Мэн компания Yukos Universal Limited через своего брюссельского адвоката обратилась к судебным приставам, чтобы взыскать долги по решению Гаагского арбитража.
Россия, очевидно, "не намерена добровольно выполнять приговор"
Приставы отмечают, что истец ссылается на неоднократное невыполнение Российской Федерацией решений международных органов правосудия. В частности, они отмечают, что Россия, очевидно, "не намерена добровольно выполнять приговор", а поэтому приставы приняли решение наложить арест на имущество должника, находящееся у третьего лица. В иске значится сумма долга, которая составляет более 1,6 миллиардов евро. В целом по решению Гаагского арбитража Россия должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 50 миллиардов долларов. К этой сумме с 15 января 2015 года (с даты окончания срока добровольного исполнения Россией арбитражного решения) начисляются еще и проценты.
В четверг правоохранительные органы Франции также наложили арест на счета российских компаний и дипломатических миссий во французской "дочке" банка ВТБ, сообщил "Интерфакс". "Это счета компаний и российской дипмиссии во Франции. У дипмиссии уже разморожены счета. Подробностей не знаю. Это совершенно небольшие объемы", – сказал журналистам глава ВТБ24 Михаил Задорнов. Он также добавил, что с прохождением времени вступления в силу двух судов по делу ЮКОСа – ЕСПЧ и Гаагского суда – в европейских странах сохранится угроза для определенных российских активов.
Французские приставы, в частности, наложили арест на счет представительства международного информационного агентства "Россия сегодня". Об этом сообщает "РИА Новости" со ссылкой на главного редактора агентства Маргариту Симоньян. "Арест был наложен на наш счет во Франции. Что касается других стран, то после ситуации во Франции компания позаботилась о том, чтобы принять меры по недопущению остановки там работы радио- и онлайн-вещания", — сказала она.
"Газета.Ru" также сообщает, что судебные предписания об аресте имущества получили в корпунктах агентства ТАСС в Бельгии и Франции. Представители ТАСС заявили, что в связи с тем, что имущество государственных информационных агентств принадлежит России, действующие обстоятельства их тоже касаются. В пресс-службе агентства отметили, что по данному вопросу ведут работу в рамках общей политики государства.
Действия европейцев в отношении российской государственной собственности за границей уже одобрил один из бывших владельцев ЮКОСа Михаил Ходорковский. Об этом он написал в своем Твиттере:
Реакция же в Москве на решения бельгийских и французских властей, как и следовало ожидать, оказалась весьма негативной. Наиболее резко высказался глава государственной компании "Российские железные дороги" Владимир Якунин, заявивший, что "единственное имущество государства в РЖД – это акции самой компании". Комментировать же возможность ареста акций РЖД он не стал, сказав, что "это было бы экономическим беспределом". "Я против идиотов ничего сказать не могу, кроме пожелания обращаться к психиатру", – добавил он.
Российские же чиновники были более сдержанны. Как заявил министр иностранных дел страны Сергей Лавров, Россия пойдет на ответные действия в случае выявления правонарушений при аресте российской собственности в Бельгии. "Я еще не видел документов. Нужно разбираться в судебном порядке. Если имеются правонарушения, то мы будем против этого предпринимать правовые шаги", – сказал Сергей Лавров.
Решение о заморозке российских активов в Бельгии не стало неожиданностью для помощника российского президента Андрея Белоусова. "Это не явилось неожиданностью. Мы считаем, что решения были приняты с целым рядом нарушений. Я лично считаю, что эти решения были существенно политизированы", – отметил он, добавив, что над проблемой работает большое количество юристов, "которые в правовом поле, в судебном порядке будут эти решения оспаривать".
В самом Кремле пока не спешат высказываться по ситуации, связанной с арестом государственных активов России в Бельгии. Как сообщил журналистам пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков, "соответствующее подразделение российского правительства, а также в первую очередь адвокаты сейчас занимаются этим делом, поэтому я не хотел бы ничего комментировать".
Но если эти российские чиновники еще хотя бы готовы вести юридический спор за государственные активы, то министр экономического развития России Алексей Улюкаев был и вовсе категоричен. Он заявил, что "совершенно исключает" какие-либо выплаты по решению Третейского суда в Гааге бывшим акционерам нефтяной компании ЮКОС.