Accessibility links

​Мусорные свалки растут


Мусор в Абхазии накапливается уже много десятилетий, свалки разрастаются, периодически горят, отравляя воздух, почву и воду продуктами горения
Мусор в Абхазии накапливается уже много десятилетий, свалки разрастаются, периодически горят, отравляя воздух, почву и воду продуктами горения

Мусор в Абхазии накапливается уже много десятилетий, свалки разрастаются, периодически горят, отравляя воздух, почву и воду продуктами горения. Вокруг свалок или в непосредственной близости от них живут люди, которые время от времени протестуют и требуют от руководства страны решения этой проблемы. Но, несмотря ни на что, проблемы остаются. О «мусорной» проблеме я беседую с Савелием Читанава, председателем Государственного комитета по экологии и охране природы.

Для изменения ситуации требуется встречное движение: власти страны должны, наконец, заняться поиском выхода и граждане должны понять, что, выбрасывая свой мусор в речку или вываливая его под дерево, они усугубляют положение дел.

Об отношении граждан Абхазии к проблеме мусора главный эколог говорит: «Ввиду того, что у нас нет специальных перерабатывающих мусор устройств, он скапливается везде, где попало, чего не должно быть. Посмотрите на реку Басла, на реку Сухумка, на другие наши малые реки, они превратились в текущие мусорные свалки, в них можно обнаружить все, начиная от простого листа бумаги до холодильника и запчастей различных автомобилей и тому подобное. Понимание того, что туда нельзя бросать мусор, – это ведь должно быть нормальной логикой поведения человека!»

Мы производим 74 тысячи тонны мусора ежегодно, все это «добро» свозится на несколько санкционированных свалок. Гудаутская свалка расположена в 6-7 км от Нового Афона и примыкает к пляжной полосе так близко, что волны омывают ее края. Цандрипшская образовалась в 4 км от берега моря, жилые дома находятся примерно в пятистах метрах от нее, и жители жалуются на неприятный запах, обилие насекомых и крыс.

Мусорные свалки растут
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:15 0:00
Скачать

Очамчирская – единственная из всех огорожена, так как под нее специально отводилось место. Все остальные возникали стихийно. Сухумская находится недалеко от центра города, в районе Маяка, в непосредственной близости от жилых домов. В Ткуарчале и в Гале – по четыре-пять очаговых свалок. Помимо известных свалок, санкционированных или не санкционированных властями, по всей стране немало мест сброса мусора, о которых мы даже не подозреваем.

Об одной такой свалке мусора рассказал Читанава: «Два года тому назад мы ездили в Пицунду до заповедника. И там, по пути в Пицунду, с левой стороны есть насаждения густых самшитов. Кое-где они прерываются, и вот там, где они прерываются, мы углубились и обнаружили скопление пластиковых бутылей площадью 50 м х 50 м и на метр приподнятое от земли».

Он привел еще один пример. Три-четыре года тому назад на 39-м километре Рицинской трассы на высоте 1700 метров обнаружили несанкционированную свалку, на которой скопилось огромное количество пластика и всевозможных отходов. По мнению Читанава, мусор туда свозили владельцы различных объектов, работавших на озере Рица. Об этом сообщили тогдашнему руководству Рицинского национального парка, и свалку убрали, но вряд ли сегодня кто-то сможет ответить на вопрос, сколько подобных свалок по всей Абхазии?

В этом году впервые появилась возможность приступить к решению проблемы борьбы с бытовыми отходами. Инвестиционная программа выделяет на переработку мусора в Абхазии 340 миллионов рублей. Этих средств недостаточно для строительства современного мусороперерабатывающего предприятия. По оценке специалистов, требуется около 2 миллиардов рублей, таких денег у Абхазии нет. Но какие-то проекты на переработку мусора все же представлены. Главный эколог эти проекты не видел, отбором занимается Министерство экономики.

Савелий Читанава рассказывает: «В инвестиционной программе, я знаю, подано около пяти проектов на эту тему. Когда начнется строительство, наступит наша прерогатива. Мы должны обязательно подвергнуть проект экологической экспертизе и сделать соответствующий прогноз. Они получат официальное разрешение и придут к нам до строительства на стадии подготовки предпроектных, а потом и проектных документов, то есть несколько раз они должны пройти экспертизу».

Читанава уверен, что глобально решить вопрос переработки мусора при таком финансировании невозможно. Надо идти к решению этой проблемы поэтапно.

В Пицунде живет инженер-строитель и гидротехник Александр Цеховой. Он работал в Санкт-Петербурге, где занимался проблемой складирования промышленных и бытовых отходов, проектировал полигоны для хранения мусора. Он уже много лет изучает проблему мусора в Абхазии, обследовал все свалки и подсчитал количество накопившегося мусора. Цеховой считает, что нельзя все время ссылаться на отсутствие средств на мусороперерабатывающий завод. Их может не быть еще очень долго, между тем ситуацию можно изменить в лучшую сторону и снять ее остроту. Он предлагает отвести участок земли и построить там специализированный полигон, огороженный и хорошо изолированный от окружающей среды. В каждом районе надо создать небольшую мусоропогрузочную станцию, она представляет собой асфальтированную площадку со специализированной техникой, которая прессует и брикетирует мусор. В таком виде его можно возить на полигон. Существующие свалки необходимо закрыть и рекультивировать. По оценке Александра Цехового, для решения проблемы в таком ключе потребуется 150-200 миллионов рублей.

Савелий Читанава поддерживает предложение Александра Цехового, оно реалистично, и его можно принять, как временное решение проблемы.

Я знаю о том, что несколько месяцев тому назад к тогдашнему премьер-министру Беслану Бутба обращались специалисты с интересным предложением создать рентабельное предприятие по переработке коммунальных отходов на основе беспламенной газификации органического сырья путем термолиза. Проект был составлен в расчете именно на Абхазию и на имеющиеся у нас объемы мусора. На выходе образуется кокс и синтез-газ, которые можно продавать и получать прибыль. Все реакции проходят в герметичной установке без доступа кислорода и, соответственно, без выбросов вредных веществ в атмосферу. Система сбора коммунальных отходов не требует разделения мусора по фракциям, устанавливаются современные контейнеры с эстетическим оформлением, забор сырья производится специализированными автомобилями, оснащенными устройством первичного прессования. Технология немецкая, и все оборудование производится в Германии. Его доставка, монтаж и пуск обойдется в 2 миллиарда рублей. Авторы предложения знают о том, что инвестиционная программа выделяет на переработку мусора около 400 миллионов рублей, они готовы на определенных условиях создать такое предприятие в Абхазии, однако наше правительство не проявило пока интереса.

Возможно, есть какие-то иные варианты, надо хотя бы начать их обсуждать. К сожалению, о проблеме мусорных свалок руководство страны молчит, как будто у нас ее нет. Но оттого, что мы делаем вид, что не замечаем эту огромную занозу на теле страны, она не исчезает, мусорные горы только растут, и чем они будут больше, тем сложнее будет с ними справляться.​

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG