Accessibility links

Отец Давид: «Никто не позволит отцу Виссариону захватить монастырь»


По словам отца Давида (Сарсания), Новоафонский монастырь для паствы является действительно будущим Абхазской церкви, и эти люди будут защищать монастырь, если это понадобится
По словам отца Давида (Сарсания), Новоафонский монастырь для паствы является действительно будущим Абхазской церкви, и эти люди будут защищать монастырь, если это понадобится

ПРАГА---Визиту депутатов абхазского парламента к предстоятелю Русской православной церкви, как ни странно, не предшествовали консультации с духовенством Священной митрополии Абхазии. Об этом нам сообщил один из клириков митрополии – иеродиакон Давид Сарсания. Сегодня он в нашей рубрике «Гость недели».

Дэмис Поландов: Что, собственно, произошло? Что значит этот визит трех парламентариев, которых пригласили, как они говорят, в Москву для общения с Патриархом? И вообще, что означает эта активизация абхазского религиозного вопроса?

Отец Давид (Сарсания): На мой взгляд, наверное, как со стороны депутатов, так и со стороны лично отца Виссариона в этом деле есть общая заинтересованность. Во-первых, для отца Виссариона (об этом говорил сегодня на пресс-конференции депутат Валерий Агрба) есть одна проблема: правительством Абхазии в 2011 году были переданы в пользование его организации, которую он называет Абхазская православная церковь или Пицундско-Сухумская епархия, около 40 объектов – религиозных памятников. Отец Виссарион, чтобы удержать при себе то, что было передано ему, – хотя фактически он не может пользоваться всем этим на сегодняшний день (это, в первую очередь, Новоафонский монастырь), – хочет перерегистрироваться. Он не хочет прекратить действие той общественной организации, которая называется Пицундско-Сухумской епархией или Абхазской православной церковью, и зарегистрировать новую, но религиозную организацию, а он хочет, в связи с тем, что именно той организации были переданы в пользование эти памятники, чтобы ее перерегистрировали как религиозную. В нашем абхазском парламенте, безусловно, существуют сторонника отца Виссариона, которые помогают ему разрешить эту проблему с точки зрения абхазского законодательства. Депутат Агрба об этом прямо сказал, он назвал это Абхазской православной церковью. Для меня лично, как для верующего человека, организация отца Виссариона не является Абхазской православной церковью, потому что в ней нет епископа, который бы имел сообщения с другими каноническими православными епископами во всей православной церковной полноте.

Скачать

Дэмис Поландов: А какое отношение к этому все-таки имеет Патриарх Кирилл?

Отец Давид: Мы прекрасно понимаем, что решение вопроса о статусе православной общины в Абхазии – это межцерковная, межправославная проблема. Она не решается просто так, допустим, как захочет Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Естественно, что он будет соотноситься по этой проблеме с Грузинской православной церковью, которую, как мы знаем, самой первой среди всех православных церквей в 1943 году признала именно Русская православная церковь в границах ГССР, и по сей день Абхазия – это каноническая территория, принадлежащая Грузинской православной церкви. Когда на межправославном уровне поднимется вопрос о том, что эта территория больше не признается таковой в связи с тем, что Абхазия не является частью Республики Грузия и абхазский православный народ не имеет желания быть в составе Грузинской православной церкви, когда эта проблема будет озвучена, когда ее будут решать представители разных православных церквей, а именно таким образом решается возникновение новой церкви или восстановление древней церкви, которая имела когда-то независимость, какую имела Абхазская церковь в древности, только тогда вопрос статуса может быть решенным.

Сейчас, на мой взгляд, существует некое джентльменское соглашение, по которому Святейший Патриарх Московский и всея Руси признает границы Грузинской православной церкви. Только лишь благодаря личному отношению к грузинскому Патриарху Илие Патриарх Кирилл эту ситуацию в Абхазии держит в таком состоянии. Клирика Грузинской православной церкви иерея Виссариона Аплия он принимает и дает ему на словах полномочия как своему представителю. Почему? Потому что отец Виссарион – единственный клирик в священном сане Грузинской православной церкви, который является на территории Абхазии по канонам церкви легитимным. Для того чтобы связь с Грузинской церковью сохранялась, Русской православной церкви необходимо, чтобы организация, возглавляемая этим священником, была зарегистрирована в Абхазии, для того чтобы впоследствии ничего не менять.

Мы ничего не услышали от депутатов относительно решения вопроса об абхазском епископе, потому что без решения вопроса о статусе православной общины Абхазии вопрос о рукоположении епископа невозможно решить. Если даже будет разработан какой-то механизм рукоположения епископа для Абхазии, как об этом на пресс-конференции упомянули депутаты, то, безусловно, это произойдет лишь после того, как будет достигнуто соглашение с Грузинской православной церковью. Если Московская Патриархия договорится с Грузинской православной церковью о том, что его (отца Виссариона) могут рукоположить в епископы, то я могу вам сказать, что ничего не изменится, потому что по-прежнему он будет оставаться клириком Грузинской церкви тогда уже во главе Абхазской церкви в сане епископа, если это будет лично отец Виссарион.

Это должны понять все. Я думаю, что в Абхазии пока не до конца это понимают. Прежде всего, Русская православная церковь должна заявить о том, что она больше не признает границы Грузинской православной церкви, в которую входит Абхазия. Когда такое заявление будет сделано, мы можем сказать, что, да, это первый шаг к тому, что Русская православная церковь открыто заявляет об этом, а, значит, она ставит эту проблему перед лицом всех православных церквей.

Я могу об этом рассуждать, потому что у меня есть богословское образование и я знаю каноны Церкви, и я не могу сказать, что такими знаниями, к сожалению, обладают депутаты нашего парламента

Дэмис Поландов: Отец Давид, сегодня, насколько я знаю, была встреча отца Дорофея с Раулем Хаджимба. Хотелось бы понять, в чем сегодня заключается позиция новых абхазских властей, собирается ли сегодня абхазский президент как-то вмешиваться в этот процесс?

Отец Давид: Мне неизвестно, о чем говорили на встрече архимандрит Дорофей и президент Хаджимба, но мне известно, что Хаджимба неоднократно заявлял о том, что он не собирается вмешиваться в церковный вопрос. Между прочим, то же самое заявлял и Анкваб во время своего президентства. Но позиция нынешнего президента такова, что он призывает все стороны абхазского духовенства сесть за стол и вести между собой диалог. Мы неоднократно встречались с отцом Виссарионом в прошлом году и с духовенством со стороны отца Виссариона, но пока еще ни о каком возможном единстве у нас речи нет, потому что со стороны отца Виссариона существует одностороннее понимание решения этой проблемы. Я думаю, что это исходит, прежде всего, из его личных интересов, меньше всего из интересов церкви и православной паствы Абхазии.

Дэмис Поландов: Не считаете ли вы, что отец Виссарион может попытаться войти в Новоафонский монастырь? Не на осадном ли положении сегодня существует Новоафонский монастырь?

Отец Давид: Никто не позволит отцу Виссариону вот так прийти и захватить монастырь, потому что наша паства – это люди, которые приезжают к нам со всей Абхазии в монастырь Святого Апостола Симона Канонита, приезжают именно потому, что они не согласны с позицией отца Виссариона и они принимают нас как своих духовных руководителей. Новоафонский монастырь для них является действительно будущим Абхазской церкви, и эти люди будут защищать монастырь, если это понадобится. Мы часто слышим заявления людей, которые живут, в том числе, в Новом Афоне, что они никогда ничего подобного не допустят. Я думаю, что и сам отец Виссарион очень хорошо это понимает.

Дэмис Поландов: Как идет подготовка к Всеправославному Собору? Может быть, вы скажете несколько слов на эту тему?

Отец Давид: Судя по тем новостям, которые мы можем читать на церковных сайтах, также освещающих этот вопрос, можно сказать, что, в принципе, пока еще единогласие между церквями в процессе подготовки и документов, и самого Собора, присутствует. Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы проблема восстановления Абхазской церкви была поднята на этом Всеправославном Соборе, но, к сожалению, ни наша попытка в марте прошлого года вместе с президентом Анквабом обратиться к предстоятелям совещания, которое состоялось в прошлом году в Константинополе, ни последующие наши действия, пока еще не привели к тому, чтобы на официальном уровне со стороны руководства и духовенства Абхазии было бы направлено письмо в адрес этого Собора о решении восстановления независимой Абхазской церкви. Мы делали все, что необходимо, но, тем не менее, пока еще мы ничего не добились.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG