Знаковое для Южной Осетии событие – подписание Договора о союзничестве и интеграции с Россией – не прошло незамеченным и для самих жителей республики. Многие из них уверены, что 18 марта станет началом стабильности, еще большей безопасности и роста качества их жизни.
Прошлый раз я интересовалась мнением жителей Цхинвала в период жесткого политического противостояния вокруг текста договора с Россией. Выяснилось, что население совершенно не в курсе межпартийных политических баталий и искренне ждет лишь самого факта подписания межгосударственного соглашения.
Мои собеседники сегодня, все до одного, знали о важном событии, которое происходит в Москве. 56-летняя Диана Каджаева, владелица небольшого магазина, сразу призналась, что сам договор не читала, но лишь по той причине, что весь последний месяц была загружена решением бытовых проблем. Отдав во время президентских выборов свой голос Леониду Тибилову, она уверена в его порядочности. «Ничего против своего народа он не сделает», – говорит Диана.
Высказала она и свое видение того, какой должна быть граница республики:
«Это сугубо мое личное мнение. Я бы хотела, чтобы граница у нас общая была в Эргнети – грузино-российская.
– А граница между Россией и Южной Осетией?
– Я бы хотела, чтобы эта граница была прозрачной: вот паспорт предъявляешь, там написано Российская Федерация – и все, без всяких проверок, без ничего, без компьютеров пропускают тебя на территорию России, потому что ты ее гражданин. А подобные проверки пусть совершаются у нас на границе с Грузией как с зарубежной страной».
Охотно согласилась поговорить о сегодняшнем событии и 48-летняя домохозяйка Светлана:
«Я думаю, что должно измениться к лучшему. Потому что пока Путин у власти, у нас будет стабильность. Я очень хочу, чтобы был подписан этот договор.
– А границы? Как вы думаете, как они должны выглядеть – между Россией и Южной Осетией, между Грузией и республикой. Каким образом они должны функционировать, должны они вообще быть или нет?
– Ну, когда-то же мы должны войти в состав России, рано или поздно. И мне кажется, чем мы быстрее подпишем этот договор… У нас рано или поздно поставят границы между Россией и Грузией. Так будет стабильнее, спокойнее и нам. Мы же получаемся приграничной зоной, и для жителей Южной Осетии так будет спокойнее, когда появится настоящая граница, а не как сейчас. Ну, по-настоящему, чтобы стояли и пограничники, и мы будем знать, что это уже территория России».
Во время общения без диктофона Светлана попыталась, уже не волнуясь, объяснить свою позицию:
«Вот мне многие знакомые говорят: Россия и так здесь будет без подписания договора. У них здесь военные базы. А я им отвечаю: Россия может легко обойтись и без них. Помните, как в 90-е они оставили целые военные городки и военные части? Поэтому я и хочу, чтобы все было побыстрее подписано между двумя президентами».
Поговорила я и с посетителями центральной площади города – мимо внимания местных пенсионеров ведь не проходит ни одно из важных событий в республике. На горячую политическую тему со мной пообщались трое старожил Театральной площади:
Роланд Михайлович, 68 лет: Я вот в газете сегодня прочитал, что договор должны подписать. Это будет, конечно, хорошо, потому что и мы, и наши предки испокон веков мечтали быть с Россией. Если все пункты там подпишут, то юридически, может, мы еще и не будем с Россией, но с Россией у нас будет полный контакт.
– А границу между Россией и Южной Осетией как вы себе представляете? Какой она должна быть?
Аристор Ясонович, 75 лет: Мы хотим, чтобы между нами и Россией граница была прозрачной. Вот как между Россией и Белоруссией. Чтобы мы могли свободно передвигаться и в ту сторону, и обратно. Сейчас часто бывают препятствия, часто задерживают, проверяют.
Роланд Михайлович: Границу нужно оставить как есть. Потому что, если ее снимут, то здесь ставить пока нельзя такую границу с Грузией. Пока Грузия не признает Южную Осетию, мы связи с Грузией не будем иметь. После признания – пожалуйста, мы будем общаться, и пусть тогда переходят нашу границу».
«Да, надо открыть границу с Россией, чтобы товары шли безо всякой проверки, – включается в разговор и 75-летний Феликс Алексеевич Габараев, – а вот людей проверять надо».
Собеседники с Театральной площади категорично заявили о желании полного закрытия границы с Грузией. Ведь «кроме африканской чумы, от них можно ожидать чего угодно», – считают цхинвалские пенсионеры.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия