Сегодня состоялся 31-й раунд женевских дискуссий. Единственный формат, в котором при участии западных партнеров представители РФ и Грузии ведут официальные переговоры, оказался на грани срыва. Тбилиси совпадения даты переговоров с подписанием договора Москвы и Цхинвали о сотрудничестве сочли «преднамеренной и циничной провокацией».
Глава грузинской делегации Давид Дондуа сегодня признал, что приложил немало усилий в Женеве, чтобы до начала переговоров сопредседатели женевских международных дискуссий – представители ООН, ЕС, ОБСЕ и США – осудили подписание договора о союзничестве между Москвой и Цхинвали:
«В противном случае нам было бы очень трудно параллельно здесь обсуждать какие-то вопросы, в то время как в Москве разыгрывается этот фарс (подписание договора). И вчера эти заявления были сделаны».
Дондуа не стал комментировать информацию, распространенную в грузинских СМИ о том, что Тбилиси с помощью сопредседателей попытался уговорить Москву хотя бы перенести дату подписания договора.
В Тбилиси, с учетом того, что подписание договора ранее планировалось 11 марта, совпадение этого мероприятия с днем проведения женевских дискуссий сочли циничной целенаправленной провокацией. Грузинские журналисты попытались узнать ответ от главы российской делегации Григория Карасина в Женеве. «Мы сюда работать приехали, а не гадать», – отмахнулся российский дипломат. Не стал комментировать Карасин и заявления Госдепа США, в котором содержится призыв к России отозвать «признание независимости грузинских регионов – Южной Осетии и Абхазии»:
«Я Госдепартамент США не представляю», – напомнил Карасин грузинским журналистам.
Между тем в столице Грузии с новой остротой вспыхнули дискуссии вокруг волнующего всех, но нерешаемого вопроса: «Как реагировать на действия России?» Наряду с призывами оппонентов власти отказаться от формата переговоров Карасин-Абашидзе и сменить конструктивный тон правительства «Грузинской мечты» с Россией на более жесткий прозвучала и идея устроить временный демарш на женевских дискуссиях. Эта идея большинству наблюдателей пришлась не по душе. Отказаться от единственного формата, в котором при содействии западных партнеров представители РФ и Грузии ведут официальные переговоры и где представлены абхазские и югоосетинские стороны, конфликтолог Леван Герадзе считает недопустимым:
«Россия все равно бы подписала этот договор. И от своей политики так легко она не откажется. И здесь демаршами не поможешь. Грузинская сторона максимально должна использовать женевский формат, чтобы донести информацию о сложившейся ситуации до всех уровней международного сообщества. Она должна продемонстрировать, как российская сторона на самом деле мешает грузинской и населению конфликтных регионов найти общий язык, восстановить доверие и урегулировать конфликт».
Леван Герадзе с сожалением отмечает, что женевские дискуссии с каждым разом проходят все труднее. Об этом свидетельствует и сегодняшняя встреча, которая к моменту выхода нашего материала еще не была завершена.