28 января в Ингушетии состоялась очередная церемония награждения победителей конкурса «Герой гражданского общества», учрежденного местной правозащитной организацией «Машр».
Конкурс «Герой гражданского общества» был учрежден правозащитной организацией «Машр» в 2011 году и с тех пор проводится ежегодно. Победители конкурса определяются из числа кандидатов, номинированных представителями общественности. В этом году на рассмотрение комиссии поступило более 100 кандидатур.
Если исходить из философского постулата, то в Ингушетии пока нет общества людей высокого социального, культурного, морального, экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. И это далеко не только в одной Ингушетии. Но в республике есть признаки зарождения такого общества. Не только их имитация, а реально существующие моменты, когда активная часть населения пытается продвигать и защищать собственные интересы. И, что немаловажно, власть реагирует на эти сигналы.
Последний пример такой активности – дело по иску администрации Малгобекского района о сносе мечети в с. Сагопши. Формально районные власти правы, так как мечеть была построена с нарушением градостроительного закона, но с моральной точки зрения – нет, так как вопрос согласования необходимой документации искусственно затягивался. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что подавляющее большинство жителей республики мусульмане, и в таких щепетильных вопросах в меньшей степени берут в расчет градостроительное законодательство. Мечеть строилась на пожертвования простых людей, которые и выступили против сноса. Республиканским властям хватило здравого смысла адекватно отреагировать на протест общественности и отозвать иск из суда.
Другой известный пример – уголовное дело по факту превышения должностных полномочий с применением насилия в отношении жителя села Экажево Магомеда Аушева. Широкий общественный резонанс привлек внимание республиканского руководства к этому случаю. Глава Ингушетии встретился с родственниками пострадавшего, и, как результат, следствие теперь будет устанавливать не только степень вины Магомеда, но и тех, кто причинил вред его здоровью.
Обо все этом, и не только, говорили на церемонии награждения в правозащитной организации «Машр». Ингушскую общественность беспокоит не только произвол чиновников и силовиков, но также рост числа наркоманов и заболевших СПИДом, высокая аварийность на дорогах и проблемы детей-инвалидов.
Да и номинантами на звание героя гражданского общества становятся не только правозащитники и общественные деятели. Среди награжденных есть сотрудники государственных учреждений, журналисты, люди, занимающиеся благотворительной деятельностью.
Цель данного конкурса не ограничивается выявлением и награждением достойных граждан. Более важной задачей является пропаганда мирной борьбы за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.
На недавней встрече с правозащитниками глава Ингушетии Евкуров предложил общественникам активно включаться в процесс по контролю за действием государственных структур в вопросе распределения социального жилья. Труднее найти взаимопонимание, если речь идет о критике правоохранительных органов или судебной системы, но форма диалога, предложенная республиканскими властями для общения с общественниками, оставляет шанс для поиска компромиссных решений.
Несомненно, немаловажную роль в формировании гражданского общества отводится самому государству, так как оно всегда превалирует над гражданским обществом. Однако, как говорил известный американский просветитель Томас Пейн, «чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства».