ПРАГА---В четверг вечером в Ереван прибыли cопредседатели Минской группы ОБСЕ. Об их визите и других событиях в Армении мы побеседовали с директором Армянского центра национальных и стратегических исследований (АЦНСИ) Манвелом Саркисяном.
Александр Касаткин: Манвел, на этой неделе в Ереване снова побывали посредники и сопредседатели Минской группы ОБСЕ по вопросу Нагорного Карабаха. Что принес этот визит и были ли какие-то ожидания от их визита?
Манвел Саркисян: Судя по заявлениям азербайджанских официальных лиц, какие-то «интрижные» подвижки были в деле: пошли разговоры о том, что необходимо начать переговоры по заключению большого политического соглашения, что надо создать экспертные делегации, вывести переговоры как бы на другой уровень, и, соответственно, был интерес к тому, есть ли что-то новое в международных подходах и т.п. Интерес к этой дискуссии, конечно, есть, он в определенной степени как-то приводит к тому, что все начинают увязывать и с тем, что Армения сейчас уже является членом Евразийского экономического союза. Может быть, и в связи с этим есть какие-то изменения в подходах или же в связи с активизацией России по отношению к Азербайджану, которая также наблюдалась в эти дни. Министр обороны России приезжал в Баку, заключались договора, военные планы – как они говорят, по части сотрудничества в Каспийском море.
В общем, все это наслоилось, и какая-то интрига в международных отношениях, конечно, очень многих интересует. В связи с этим смотрят на то, с чего это вдруг сопредседатели Минской группы ОБСЕ приехали в этот момент. Кстати, не было американского сопредседателя, что тоже вызвало особый интерес: специально ли это произошло. То есть внешнеполитическая тема закрутилась очень сильно, и это наслоилось на внутренние процессы в Армении, поскольку здесь происходит оживление. 10 октября был проведен митинг, и очень интересно сложилось, что парламентские партии, которые созвали этот митинг, фактически не желали обсуждать внешнеполитические проблемы, в частности, вступление Армении в Евразийский экономический союз. Исходя из этого, появились вопросы: почему политические силы Армении не желают обсуждать внешнеполитические проблемы. И эта полемика все время здесь продолжается, можно сказать, во внешнем и внутреннем разрезе.
Александр Касаткин: Манвел, прошло больше недели с момента присоединения Армении к Евразийскому экономическому союзу. О чем на протяжении прошедшей недели говорили в Армении на эту тему, как это обсуждается, какие мнения присутствуют в обществе?
Манвел Саркисян: Основной стержень полемики, разделившей общественность, – это то, что действующие власти, несмотря на недовольство этим курсом, все же принимают решение, как бы идут напролом в этот союз, что очень многим здесь не нравится. Но есть и другая часть общества, которая начала обвинять в этом оппозицию: почему она бездействует и своим невмешательством дает зеленый свет тому, чтобы Серж Саргсян проводил этот курс. В социальных сетях также идет напряженная полемика со взаимными обвинениями. Сами власти же молчат, т.е. не делают никаких особых пояснений, не вмешиваются в ситуацию, несмотря на то, что очень много вопросов появляется непосредственно к ним, в частности, по части заявления президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который перед тем, как подписать этот документ, заявил, что есть компромисс по вопросам границы Республики Армения. Если вы помните, в свое время выдвигалось требование, что Армения должна войти в этот союз в рамках границ, признанных ООН, и фактически в последний день перед подписанием говорится, что по части границ Армении есть компромисс. То есть непонятно было, что выдвинула Армения в ответ на требования Назарбаева, и какой был компромисс. Этот вопрос обсуждался, но, тем не менее, до сих пор никто не дает никакого пояснения по такому важному обстоятельству, потому что многих интересовал главный вопрос: где будет проходить граница этого союза и будут ли на границе с Нагорным Карабахом и Арменией стоять новые таможни. Поскольку никаких пояснений нет, этот вопрос также все время находится в центре внимания.
Александр Касаткин: Манвел, вы упомянули о том, что власть никак не комментирует общественное обсуждение ситуации с Евразийским союзом... А вообще, часто ли власть в последнее время вступает в диалог и как-то отзывается на вопросы общества?
Манвел Саркисян: Нет, это в Армении особо не принято. Бывают периоды, когда им приходится что-то говорить, но сейчас этого нет, тем более что здесь сейчас большая социальная напряженность. Власть находится как бы в стороне, и премьер, который находится в сложной ситуации, т.к. возникли большие проблемы в связи с налоговой программой, что-то пытается делать по части среднего и мелкого бизнеса – выходили представители торговых лавок и базаров с требованием отменить какие-то поправки, которые вводятся в закон. Это создает какой-то фон социального недовольства, однако власти держатся пока что в стороне, никто ничего не хочет говорить по внешним и внутриполитическим проблемам. Происходит такое молчаливое ожидание, может быть, они присматриваются – я не знаю. Тем не менее одновременно по отдельным направлениям власти все же показывают жесткую позицию: был суд над Шанта Арутюняном и его друзьями и жесткие приговоры, которые тоже вызывают недовольство общественности. То есть как-то своим путем власти проводят свою жесткую линию, что оценивается как антидемократический ход событий.