Прокуратура Грузии возбудила уголовное дело против лидера «Национального движения» Давида Бакрадзе. Следственный орган изучает происхождение крупных денежных средств, обнаруженных на банковском счету семьи бывшего спикера парламента. При этом остается неизвестным, кто именно опубликовал в интернете детали переписки Давида Бакрадзе с британским банком, в которой уточняются суммы денег на счету семьи Бакрадзе.
О том, что у Давида Бакрадзе были счета в британском банке HSBC на сумму в 287 тысяч фунтов (более 400 тысяч долларов), прокуратура узнала из средств массовой информации. 19 августа в соцсети Facebook зарегистрировался некий пользователь под именем Давид Бакрадзе, который разослал нескольким информационным агентствам распечатку переписки лидера «Нацдвижения» с банком. В письме, адресованном Бакрадзе и его супруге, говорится об удовлетворении просьбы семьи бывшего спикера парламента закрыть банковский счет на общую сумму в 287 тысяч фунтов стерлингов.
Происхождение этих денег Давид Бакрадзе объяснил в заявлении на своей официальной странице в сети Facebook:
«В 2002 году посольство Швейцарии в Грузии приобрело частный дом, принадлежащий моему тестю Лери Метревели. Полученные средства Лери Метревели решил сберечь для внуков. В 2009 году он попросил свою дочь, мою супругу Маку Метревели положить эту сумму на счет какого-нибудь надежного банка. Мы выбрали банк HSBC, который в тот период имел филиал в Тбилиси».
К заявлению Давид Бакрадзе прикрепил заверенные нотариусом документы, свидетельствующие о продаже посольству Швейцарии недвижимости за 400 тысяч долларов. Это на 73 тысячи долларов меньше той суммы, которая указана в переписке с британским банком. Однако не только эта разница заинтересовала прокуратуру, но и то обстоятельство, что Давид Бакрадзе не указывал эти средства в ежегодной декларации, которую обязаны заполнять члены парламента и другие чиновники. Следственный орган возбудил дело по двум статьям уголовного кодекса – умышленное сокрытие имущественных данных в декларации и легализация незадокументированной прибыли.
С тем, что Бакрадзе был обязан вносить информацию о банковских счетах своей семьи в ежегодную декларацию, согласны и в неправительственном секторе. Представитель Transparency International Georgia Леван Натрошвили говорит о явном нарушении закона со стороны экс-председателя парламента, однако, по его словам, этим грешат и депутаты парламента нынешнего созыва:
«Случай Давида Бакрадзе не первый. Наша организация несколько месяцев назад опубликовала результаты исследования, согласно которым восемь членов парламента не указали в декларации все свое имущество. Однако никакого расследования прокуратура не начинала. У общества может возникнуть подозрение, что делом Бакрадзе прокуратура заинтересовалась из политических соображений. Поэтому необходимо действовать последовательно и выявлять все подобные случаи».
По мнению Левана Натрошвили, прокуратуре следует также ответить на вопрос, кто раздобыл конфиденциальную переписку Давида Бакрадзе с банком HSBC. Инспектор по защите персональных данных Грузии Тамар Калдани говорит, что налицо два преступления: взлом личной электронной почты политика с целью получить конфиденциальную информацию и разглашение банковской тайны, что является не менее тяжким преступлением.