Accessibility links

Третий стиль


Да, сказал сам Александр Золотинскович во время одного из предвыборных выступлений летом 2011-го, «я – не сахар». «Но и не стрихнин», – добавил он
Да, сказал сам Александр Золотинскович во время одного из предвыборных выступлений летом 2011-го, «я – не сахар». «Но и не стрихнин», – добавил он
В отличие от борьбы за власть в Абхазии в 2011 году, которая по причине кончины президента Сергея Багапша началась всего за три месяца до досрочных президентских выборов, нынче борьба обострилась задолго до конституционного срока выборов. Аналогичная ситуация была и в канун выборов 2004 года. Причины преждевременного обострения сейчас и десять лет назад были разные, но я хочу остановиться на одном аспекте.

В конце августа 2011-го, на следующий день после убедительной победы Александра Анкваба над своими соперниками, он уже как избранный президент проводил пресс-конференцию для абхазских и зарубежных журналистов. Я собирался задать вопрос о его будущей кадровой политике. Но я его так тогда и не задал. В первую очередь потому, что обстановка на пресс-конференции была накалена, и совсем нельзя было исключать, что в моих словах Александр Анкваб увидит некий подвох, и мы не услышим ответа по существу. Собственно, отвечая на этот вопрос, вполне можно было отделаться общими словами о «золотой середине», а как оно будет на самом деле, не знает пока никто…

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:05 0:00
Скачать

Однако вопрос интересный. Первого и второго президентов Абхазии можно назвать антиподами в стиле кадровой политики. Владислав Ардзинба не церемонился с членами своей команды, частенько снимал руководителей разного ранга, в частности премьер-министров, и назначал новых. Сергей Багапш же, наоборот, старался «не будить лиха, пока оно тихо», не множить число оппозиционеров и за шесть с лишним лет своего правления практически ни разу не инициировал освобождения от работы госчиновников высокого ранга. Но это нередко воспринималось в обществе уже как другая крайность, как «кадровый застой».

И вот сейчас, когда пройден уже «экватор» пятилетнего срока президентских полномочий Анкваба (о втором его сроке сегодня пока предпочитают не заговаривать даже самые завзятые оптимисты из его завзятых сторонников), можно сделать некоторые выводы на основе не слов, а его реальных действий. В чем-то Александр Золотинскович оказался похож на своего предшественника и соратника Сергея Багапша. Сформировав властную команду, он никого старался не снимать, не «тасовал колоду». Тем не менее, когда осенью 2011-го некоторых членов их совместной с Багапшем команды он не захотел брать в свою, число оппозиционеров не могло не увеличиться. А затем в результате этого возросло и число организаций, находящихся к нему в оппозиции, конфронтации.

Сергей Багапш, на мой взгляд, отнюдь не был «душкой», как писал о нем один наш журналист. Он бывал и обидчив, и гневлив, и крут. Но вместе с тем его общительность и компанейскость органично сочетались с его стремлением всех по возможности помирить и подружить. За годы своего правления он действительно никого не отправил в громкую отставку, если кого и перемещал, то «по-хорошему». А вот от него уходили – Артур Миквабия, Станислав Лакоба… Александр Анкваб «держался» в том же стиле до конца октября 2013-го, когда без объяснения мотивов освободил от занимаемой должности секретаря Совета безопасности Станислава Лакоба.

Примечательно, что, полемизируя с Лакоба через день после его отставки, премьер-министр Леонид Лакербая заметил, что с Анквабом работать нелегко, и ему самому тоже. Да, сказал сам Александр Золотинскович во время одного из предвыборных выступлений летом 2011-го, «я – не сахар». «Но и не стрихнин», – добавил он.

Безусловно, «сахарные», «пряничные», «пластилиновые» политики в первые лица государства выбиваются крайне редко, лишь волей случая. Но Анкваб, думается, и сам понимает, что нередко его суровость и нетерпимость оборачиваются против него же. Чего стоит один только эпизод, когда он полгода не разговаривал со своим секретарем Совбеза!

В конце прошлого года пост вице-президента республики покинул Михаил Логуа. Но я не уверен, что он будет давать пресс-конференции, интервью, а поэтому нам, скорее всего, остается лишь гадать о причинах его ухода. Ходят настойчивые слухи, что кто-то из членов команды Анкваба хочет последовать примеру Логуа, кого-то из районных руководителей собираются заменить… Но в данном случае я бы не спешил предавать эти слухи огласке.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG