Accessibility links

Вышел голем из тумана...


Дмитрий Мониава
Дмитрий Мониава
Неделя удалась: сплошные салюты, фейерверки и чепчики, летящие в воздух. Позавчера – инаугурация нового президента, который если и не читал Шопенгауэра в оригинале, то знает краткое содержание, что подтверждают шибко компетентные источники на философском факультете. Завтра – утверждение нового премьер-министра, такого молодого и энергичного, как лампочка Ильича. В субботу – десятилетний юбилей "Революции роз" с подведением итогов и ритуальным вбиванием осиновых кольев. В воскресенье – съезд правящей партии, где Бидзина Иванишвили, по всей вероятности, произнесет эпическую речь об уходе из политики и удалится в стеклянный дворец на холме, откуда и будет вдумчиво рулить своими аватарами в парламенте и правительстве. Ну, а когда раздача слонов завершится, страна, скорее всего, провалится в глубокий сон, плавно переходящий в новогодние праздники, поскольку нервное перенапряжение последних лет надо хоть как-то компенсировать. Интерес к политике, вероятно, резко снизится, по крайней мере до весны.

Это очень важный психологический рубеж: в последние годы огромное влияние на настроение общества оказывало предчувствие большой беды, которое в рамках всевозможных конспирологических конструкций связывалось с грядущей войной, интервенцией, кровавыми беспорядками и репрессиями и, на худой конец, со всеобъемлющим политическим кризисом, голодом, холодом и экономическим коллапсом. И политики, и СМИ беспощадно эксплуатировали эти настроения (кто считает себя безгрешным, может начать швыряться камнями), и Грузия жила в условиях постоянного нагнетания саспенса, привыкая к нему, как к наркотику. Исходя из этого, многие и по сей день считают чудом смену режима без кровопролития и не верят, что никакого политического Армагеддона в ближайшем будущем не будет. Но события последних месяцев убеждают их в обратном, и многолетняя нервическая ажитация постепенно сменяется относительным спокойствием и отчасти апатией, что в любом случае предпочтительней, чем метания в клетке эсхатологического психоза. И Бидзина Иванишвили, зная об этих изменениях, словно завзятый гипнотизер, чуть ли не прямым текстом проговаривает: "Все позади. Ничего плохого не случится и больно не будет. Расслабьтесь, закройте глаза и доверьтесь мне". Эпоха возмущенного, кипящего и фыркающего, как бабушкин чайник, разума закончилась. Коллективный разум клонит в сон, который, как известно, рождает чудовищ покруче розовых слонов.

Чудовище номер один уже на подходе. Партия "Грузинская мечта", входящая в состав одноименной коалиции и до последнего времени представлявшая из себя весьма аморфное образование, согласно последним наказам Бидзины Иванишвили, будет резко усилена. Участники процесса по большому счету не скрывают, что речь идет о создании банальной "партии власти", а это, с учетом ее нынешнего состава и горького опыта "Союза граждан" и "Национального движения", скорее всего, означает консолидацию на основе верности вождю и постепенное превращение в своего рода профсоюз правителей. Близость взглядов и прочие идеологические заморочки, равно как и внутрипартийная демократия, в подобных партиях носят лишь бутафорский характер, а их вся программа, по сути, сводится к единственному желанию "царствовать и всем владети" как можно дольше и, как правило, любой ценой.

В принципе, можно уже отбросить мечты о том, что единый фронт, созданный для борьбы с прежним режимом, после выполнения задачи разделится на близкие к классическому образцу партии (или протопартии) либералов, консерваторов, националистов и т.д., и избиратели получат наконец возможность голосовать за программы, опирающиеся на близкие им идеи. Вместо этого на развалинах часовни, скорее всего, родится очередная "партия власти", более сильная и хищная, чем все конкуренты вместе взятые. И намного большее влияние на грузинскую политику (чем открытая межпартийная конкуренция) вновь станет оказывать тайная борьба фракций или, скорее, групп родственников, друзей и сотрапезников в чреве этого партийно-государственного монстра. Все это уже было и каждый раз кончалось плохо.

Надо было идти другим путем, не таким путем надо было идти. Но альтернативный вариант требовал тонкой игры, кропотливой возни с тактическими альянсами и коалициями, постоянного сжигания невосстановимых нервных клеток и невосполняемого времени. С "партией власти" оно, конечно, проще, особенно на первых порах. Но этот голем опасен не только для несчастной грузинской демократии, но и для самого режима; как показывает опыт последних десятилетий, именно со взаимоисключающих импульсов, которые со временем неизбежно возникают в его страховидной башке, и начинается необратимый процесс саморазрушения. Что ж, Бидзина Иванишвили в своем праве, и помешать ему никто не может; это его выбор, стандартный грузинский выбор – тактически выгодный и стратегически ничтожный.

Что самое печальное, идея создания "КПСС №4" (или какая она там по счету) весьма востребована у части граждан. Они хотят еще большей ясности, предсказуемости и забетонированной стабильности режима. И еще они хотят спать. Тело расслаблено, глаза закрываются и кажется, что все будет хорошо, и хуже, чем при Саакашвили, уж точно не будет.
XS
SM
MD
LG