Accessibility links

Дать свободу бизнесу


Инал Хашиг
Инал Хашиг
Похоже, у президента Александра Анкваб осталась единственная возможность уберечь страну и себя от серьезных потрясений. Сделать это можно лишь вдохнув жизнь в абхазскую экономику. И, судя по всему, Анкваб нашел способ.

Предыдущий президент Сергей Багапш управлял страной в других условиях – тогда поток российских денег без перебоев шел в республику, и у президента была возможность затыкать ими не только социальные бреши (коих в стране, пережившей войну, как дырок в дуршлаге), но и крепить деньгами единство внутри самой власти. Одним подкидывали льготный, а иногда и полностью безвозвратный кредит, другим - строительный подряд, третьим – просто хлебное место. Мотивированная рублем абхазская элита с лихвой отрабатывала эти вложения, горой вставая за сохранение "стабильности".

Новому президенту, однако, не повезло: с самого начала его правления возникли серьезные перебои с российскими вливаниями. Затыкать дыры дармовыми финансами стало невозможно, а других способов поддержать "единство духа" внутри власти Анкваб так и не нашел. В результате "монолит стабильности" стал рассыпаться, как карточный домик.

По большому счету для того, чтобы взять ситуацию под контроль, президенту нужны лишь финансовые ресурсы. Однако Кремль то ли играет с Александром Золотинсковичем, то ли действительно сам испытывает денежные трудности. Тут бы помогли собственные ресурсы, однако российские деньги в последние годы испортили не только элиту, но и похоронили местную экономику. Приступать же к преобразованиям у власти нет ни желания, ни, по всей видимости, способностей. К тому же реформы – слишком хлопотное дело, быстрого эффекта, да и гарантий на успех не дают. А деньги нужны сейчас.

Способ, которым решил воспользоваться Александр Анкваб, крайне прост. На минувшей неделе президент объявил о своем намерении снять запрет на продажу иностранцам недвижимости. По всей видимости, именно деньгами от продажи недвижимости Анкваб собирается хотя бы частично заполнить обмелевшее финансовое русло абхазской экономики.

Я сейчас не собираюсь останавливаться на тех рисках, которые возникнут сразу же после отмены эмбарго на покупку недвижимости иностранцами. Их так много – демографических, культурологических, социальных и т.д., – что это отдельная большая тема. Если же говорить исключительно с точки зрения экономической целесообразности, то идея, конечно же, весьма перспективна. Иметь свой домик на берегу моря – мечта любого среднестатистического россиянина. Затюканный Олимпиадой Сочи тесен и неуютен, в Крыму дорого, Кипр, Черногория, Греция – слишком далеко и непонятно. Абхазия в этом плане в самый раз – "почти Россия", божественная природа, и цены не кусаются. Спрос, действительно, есть. Осталось дело за малым: легализовать процесс и удовлетворить потребности.

Но вот с этим как раз могут возникнуть проблемы. Абхазскую экономику подорвала ведь не только "халява", но и существующий в стране абсолютно ручной режим правления. Именно Александр Анкваб определяет, что вполне естественно в существующей системе координат, кому заниматься бизнесом, а кому нет. При этом доверительный круг Александра Золотинсковича крайне мал, и, соответственно, бизнесом занимается крайне узкий круг лиц и компаний. Именно они заняты освоением российских траншей – строят стадионы, больницы, дома культуры и т.д. К реальному бизнесу это имеет весьма условное отношение – чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на сметы по этим объектам. Задача одна – освоить деньги, рисков никаких, главное, сдать объект. А то, что он по своей стоимости выходит "золотым", так ведь в этом и смысл данного "бизнеса".

Наверняка строительством недвижимости для иностранцев займутся те компании, которые осваивали российские деньги. Однако теперь им придется отказаться от привычных схем распила и как-то вписаться в рынок. Ведь цена и качество должны соответствовать спросу, иначе кто ее приобретет? Стоимость должна быть, скажем, в два раз ниже, чем в соседнем Сочи, тогда будет спрос. Иначе покупателей не будет и бизнеса, соответственно, тоже. Согласны ли избалованные на российских подрядах строители довольствоваться малым, иногда идя и на риск?

Этот вопрос из разряда риторических. А куда они денутся?! Но в процессе работы строители неминуемо зададут себе вопрос: а зачем им президентская опека. Кому нужен этот ручной режим, если нет преференций для подручного, и приходится брать на себя инвестиционный риск?

Да, Александру Анкваб деньги нужны позарез. И думаю, он их получит. Но для этого придется наступить на горло своей природной привычке рулить всем и дать свободу абхазскому бизнесу.
XS
SM
MD
LG