Accessibility links

Угроза государственного уровня


НПО считают, что если "блатной" менталитет вновь окрепнет, это станет большой опасностью для государственности в целом: он может распространиться из тюрьмы на всю страну
НПО считают, что если "блатной" менталитет вновь окрепнет, это станет большой опасностью для государственности в целом: он может распространиться из тюрьмы на всю страну
Министр по исполнению наказаний Созар Субари отвечает на заявления неправительственных организаций, которые были высказаны в связи с делом забитого до смерти заключенного Левана Кортава. Субари отвечает, что расследование идет эффективно. С этим не согласны правозащитники, утверждающие, что главной проблемой грузинских тюрем стал набравший силу институт так называемых смотрящих, что и привело к тяжелым последствиям.

После того как 24-летнего Левана Кортава определили в Гегутскую тюрьму, у него произошел конфликт с инспектором отделения безопасности Ильей Шаншашвили. Разобраться в ситуации сотрудник администрации попросил заключенного Шоту Синауридзе. Тот вместе с другими узниками 12 мая жестоко избил Кортава. Травмы были настолько серьезными, что спасти молодого человека не удалось.

Как заявил сегодня глава Министерства по исполнению наказаний Созар Субари, впервые за последние девять лет власти быстро отреагировали на преступление:

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:32 0:00
Скачать

"К сегодняшнему дню к ответственности привлечены восемь человек: это и сотрудники тюрьмы, и заключенные. Следствие продолжается, и если будут выявлены другие виновники, они также будут арестованы".

Субари отметил, что через несколько дней после смерти Кортава директор тюрьмы и его заместители были уволены.

Об эффективности следствия по делу Левана Кортава министру пришлось держать ответ перед гражданским сектором. Смерть заключенного правозащитники считают примером усиления института "смотрящих" в тюрьмах. Во вчерашнем заявлении шести влиятельных НПО сказано:

"Представители министерства неоднократно заявляли, что в местах заключения есть так называемые смотрящие. Эти заявления означают признание проблемы. Но для ее решения нужны своевременные и эффективные шаги. Произошедший инцидент указывает на то, что подобные факты – противозаконные отношения между заключенными и сотрудниками тюрьмы, случаи, когда определенным узникам даны преимущества, – могут принять систематический характер, если не будет адекватной реакции со стороны властей".

К теме "приобщился" и находящийся в заключении экс-министр по исполнению наказаний Бачо Ахалая. Бывший чиновник был известен тем, что объявил жесткую войну криминальным авторитетам в тюрьмах. Ахалая утверждает, что "ни в одном учреждении пенитенциарной системы без ведома директора тюрьмы "смотрящих" не существует". По его же словам, директора Гегутской тюрьмы Малхаза Синауридзе не привлекают к уголовной ответственности только лишь потому, что его показания следствие использует против самого Ахалая.

Внимание НПО привлек тот факт, что Синауридзе был назначен на пост директора тюрьмы через неделю после того, как изменил свои показания и свидетельствовал против Ахалая. Если этот человек не будет привлечен к ответственности, говорит представитель тбилисского офиса Transparency International Гия Гвилава, это вызовет подозрения в протекционизме.

В ответ министр Субари заявил, что экс-директор будет привлечен к уголовной ответственности лишь после того, как будет выявлена его причастность к смерти Кортава.

Вместе с тем Гвилава, как и остальные, кто подписывается под заявлением НПО, указывает на неэффективность работы группы мониторинга тюрем, созданной при аппарате Народного защитника:

"После инцидента в Гегутской тюрьме результаты этого мониторинга я бы поставил под вопрос. Если этот менталитет (привилегированных заключенных) вновь окрепнет, это станет большой опасностью для государственности в целом, это может распространиться из тюрьмы на всю страну. Я никого не оскорбляю, но прошу, чтобы они стали активнее, обращали больше внимания на это. Если в этой тюрьме они упустили это, то, возможно, в других тюрьмах они упустили что-то другое".

Заместитель Народного защитника Паата Белтадзе не исключает, что группа мониторинга могла упустить некоторые факты, так как тюрьма – закрытое учреждение. Именно поэтому в аппарате решили увеличить до 40 количество независимых экспертов, включенных в процесс наблюдения над тюрьмами. Среди них оказались и те организации, которые выступили с критикой омбудсмена:

"Мы тоже думаем, что этот мониторинг должен усилиться. Именно с этой целью мы обеспечили более обширное представительство в этой системе. Она станет сильнее. Уверен, группа обеспечит все требования общества, от имени которого НПО и выступают".

Вместе с тем Белтадзе не может с уверенностью сказать, что институт "смотрящих", который достался новому руководству в наследство от старых властей, и в самом деле усилился.
XS
SM
MD
LG