Accessibility links

Гомофобия не пройдет, надеются правозащитники


Инцидент в Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией в Тбилиси 17 мая вызвал широкий резонанс и жесткую критику международного сообщества в адрес грузинского руководства
Инцидент в Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией в Тбилиси 17 мая вызвал широкий резонанс и жесткую критику международного сообщества в адрес грузинского руководства
Грузинские правозащитники и гражданские активисты обсуждали сегодня в Тбилиси проект парламентского документа по оценке событий 17 мая. Тогда в грузинской столице православные активисты оказали противодействие организаторам и участникам акции, посвященной борьбе с гомофобией. В проект уже внесли поправки, но до окончательного варианта еще далеко.

Активисты правозащитных организаций и представители гражданского общества остались недовольны проектом заявления парламентского комитета по правам человека, который его глава, Эка Беселия, представила на днях общественности. Несмотря на то что в докладе осуждается насилие со стороны православных активистов, имевшее место в ходе акции против гомофобии, однако в описании их действий используются такие выражения, как "пропаганда однополых отношений". Кроме того, в документе содержатся пояснения, что для грузинской патриархии гомосексуальные отношения неприемлемы. Особо подчеркивается, что акция против гомофобии была проведена на следующий день после объявленного в стране траура по погибшим в Афганистане грузинским солдатам.

please wait

No media source currently available

0:00 0:05:22 0:00
Скачать

Именно эти положения вызвали резкое возмущение правозащитников, которые заявляют, что свобода собраний – конституционное право каждого гражданина, и государство обязано его обеспечить в любом случае. При этом сам термин "пропаганда однополых отношений" недопустим, так как он не имеет ничего общего с акцией 17 мая, где активисты выступали только лишь против насилия и дискриминации в отношении сексуальных меньшинств. Заявления правозащитников вызвали широкий резонанс в обществе, после чего комитет по правам человека был вынужден пойти на уступки и согласиться на переговоры по исправлению положений проекта документа. Сама глава комитета Эка Беселия на встрече не присутствовала – ее не было в Грузии. Вместо нее пришлось отдуваться ее заместителю, депутату Гедевану Попхадзе. По его словам, хотя встреча и была напряженной, стороны смогли найти общий язык по многим спорным пунктам:

"Была просьба уделить больше внимания в заявлении тем конкретным случаям насилия, которые имели место на акции 17 мая. Это и так присутствовало в документе, но нас просят акцент на этом сделать посильнее".

Действительно, правозащитники считают, что документ больше нуждается в подчеркнутом осуждении насилия и подтверждении конституционных прав граждан, нежели в объяснении позиции церкви по этому вопросу и углублении в религиозные тезисы. Юрист Тамар Гурчиани, которая тоже присутствовала на встрече, считает, что комитет по правам человека услышал просьбу правозащитников и пошел навстречу их требованиям:

"Мы достигли соглашения по многим принципиальным вопросам: из доклада исчезнет упоминание о "пропаганде однополых отношений", о "призывах разрешить браки [между гомосексуалами]", пассаж о трауре по событиям в Афганистане, который был совершенно неадекватным. В заявлении должны появиться новые пункты о том, что контракция не носила мирный характер, а сотрудники МВД не предприняли превентивных действий для поддержания порядка".

Однако не стоит считать, что переговоры проходили на волне спокойных эмоций. Участники охарактеризовали их как "напряженные" и добавили, что впереди еще как минимум два раунда встреч, в том числе и с главой комитета Экой Беселия. Представитель организации "Идентичность" и один из организаторов акции 17 мая Ираклий Вачарадзе отметил, что есть ряд вопросов, по которым договориться так и не удалось:

"Мы считаем, что полиция была плохо подготовлена к выполнению своих обязанностей в ходе этой акции, и это должно быть отражено в документе. Кроме этого, мы не понимаем, почему в этом документе целая глава посвящена свободе религиозных собраний – 17 мая никто не ограничивал этой свободы, поэтому упоминание об этом в тексте неуместно".

Ираклий Вачарадзе отметил, что две следующие встречи состоятся в ближайшие дни, и он настроен вполне оптимистично.

Оценка действий полиции, как недостаточных, может стать проблемой, так как пойдет вразрез с официальными заявлениями властей. После инцидента 17 мая они не раз подчеркивали, что сотрудники правоохранительных структур "были на высоте" и смогли обеспечить безопасную эвакуацию участников акции против гомофобии, не применяя при этом методов силового воздействия. Но если эвакуацию граждан действительно удалось провести без жертв, то сама акция была сорвана религиозными радикалами, что фактически означает неспособность полиции обеспечить конституционное право граждан, считают правозащитники.

Напомню, толпа из нескольких тысяч православных активистов силой разогнала акцию активистов движения за права ЛГБТ-сообщества и правозащитников 17 мая в Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией. При этом в нападении участвовали и духовные лица, которые возглавляли и организовывали контракцию. Двоим из них предъявлено обвинение, всего по этому делу было задержано пять человек. Грузинская патриархия официально отмежевалась от насилия в ходе акции, однако неоднократно заявляла о недопустимости проведения подобных мероприятий.

Инцидент вызвал широкий резонанс и жесткую критику международного сообщества в адрес грузинского руководства. А по версии американской исследовательской ассоциации World Values Survey, Грузия поднялась на третье место в списке стран мира, где наблюдается гомофобия. Издание отмечает, что более 92% опрошенных граждан Грузии заявили, что не стали бы терпеть соседа-гомосексуала.
XS
SM
MD
LG