Accessibility links

Исключить судебные просчеты


Неправительственные организации задаются вопросом, почему грузинские власти для пересмотра дел установили временное ограничение – только период правления "Нацдвижения"
Неправительственные организации задаются вопросом, почему грузинские власти для пересмотра дел установили временное ограничение – только период правления "Нацдвижения"
Грузинские власти должны учесть рекомендации Венецианской комиссии при изучении возможных просчетов судебной системы, считает председатель Верховного суда Грузии. Тем временем эксперты и политики обсуждают, как именно будет работать комиссия по изучению старых дел.

Глава Верховного суда Грузии Котэ Кублашвили предупреждает об опасности "параллельного" правосудия. По его словам, в Грузии не должно существовать органа, который может отменять и пересматривать решения суда. Кублашвили имеет в виду Государственную комиссию по изучению просчетов со стороны правосудия, с инициативой создания которой недавно выступила коалиция "Грузинская мечта". Эта комиссия должна изучить некоторые судебные решения, принятые во время правления "Национального движения".

По утверждениям власти, к созданию такой комиссии ее подтолкнули тысячи обращений граждан, которые считают, что по их делам были вынесены неверные судебные решения. Котэ Кублашвили отмечает, что его позиция совпадает с мнением Венецианской комиссии, которая, изучив проект создания структуры, должна будет исследовать судебные просчеты, а также высказалась против того, чтобы кто-то дублировал функции суда. Только эта инстанция вправе принимать решения о пересмотре дел, считают западные эксперты. Грузинская оппозиция выступает в целом против создания этой комиссии. Например, депутат Гиги Церетели опасается, что новые власти будут использовать ее для давления на политических оппонентов или их дискредитации:

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:48 0:00
Скачать

"В заявлении Венецианской комиссии ясно указано, что все вопросы должен решать суд, а у новой комиссии может быть лишь право давать рекомендации, как, скажем, у любой неправительственной организации. Существует опасность, что новая комиссия будет вмешиваться в дела судебной системы и тем самым оказывать давление на оппозицию".

Создание комиссии рождает вопросы о распределении полномочий между ветвями власти, считают европейские эксперты. В докладе Венецианской комиссии также особо оговаривается, что если госкомиссия и будет создана, то в ее состав не следует включать членов каких-либо партий или парламентских фракций. Главное требование авторов доклада – гарантированная государством норма закона, при которой последнее слово в принятии решения о пересмотре дела останется за судом.

Грузинские власти успокаивают: параллельной структуры, заменяющей судебную, никто создавать не намерен, говорит глава юридического комитета парламента Вахтанг Хмаладзе. По его словам, комиссия будет лишь разбирать заявления от граждан, которых уже накопилось немало, по поводу спорных решений и передавать дела уже существующим судебным органам:

"Эта комиссия не будет принимать никаких новых решений. Она просто установит, что существуют дополнительные обстоятельства, и передаст дело для рассмотрения в суд".

При этом, говорит Хмаладзе, рассматриваться будут только уголовные дела, пересматривать административные тяжбы слишком накладно, придется решать вопрос о выплате гигантских компенсаций.

Грузинская оппозиция не раз обвиняла власти в давлении на существующую судебную систему и в попытках подмять суд под себя. Реформа судебной системы наталкивается на активное сопротивление со стороны "Национального движения", вплоть до применения президентского права вето на законы. Причем именно неисполнение рекомендаций Венецианской комиссии часто называется одной из главных причин, по которым оппозиция не поддерживает реформы.

Судебная система не должна становиться инструментом для политических интриг – таков дух последнего доклада комиссии. В нем членам госкомиссии рекомендовано "воздерживаться от общих оценок причин судебных ошибок" и взамен этого сконцентрироваться на конкретных делах. Рекомендации из Венеции не являются обязательными к исполнению, однако авторитет комиссии настолько высок, что власти не могут себе позволить с ними не считаться, полагают грузинские эксперты. Глава ассоциации молодых юристов Грузии Каха Кожоридзе считает, впрочем, что это не причина отказываться от создания новой временной комиссии:

"Венецианская комиссия не заявляла, что создание новой комиссии недопустимо, она просто отметила, что не может говорить о ее необходимости, но в случае если власти все-таки решат ее создать, необходимо учесть ряд рекомендаций. Мы создание этой комиссии поддерживаем, так как разделяем мнение, что на протяжении многих лет в Грузии имели место систематические просчеты со стороны правосудия".

Однако неправительственные организации идут дальше и задаются вопросом, почему грузинские власти для пересмотра дел установили временное ограничение – имеется в виду только период правления "Национального движения". Ведь, по словам правозащитников, грубые нарушения в судебной системе имели место и до прихода к власти Михаила Саакашвили. Это рождает дополнительные подозрения в политической подоплеке инициативы по созданию временной комиссии.
XS
SM
MD
LG