Accessibility links

Ни жарко – ни холодно


Грузия на этой неделе получила множество различных мессиджей и сигналов от северного соседа: многие сочли это свидетельством потепления отношений между двумя странами
Грузия на этой неделе получила множество различных мессиджей и сигналов от северного соседа: многие сочли это свидетельством потепления отношений между двумя странами
Грузия на этой неделе получила множество различных мессиджей и сигналов от северного соседа. Многие сочли это свидетельством потепления отношений между двумя странами разговор идет и скором возобновлении прямого авиасообщения, дальнейшем продвижении грузинской продукции на российском рынке.

Россия готова вести интенсивный диалог о восстановлении прямого регулярного авиасообщения с Грузией. Это заявление представителя МИДа РФ Александра Лукашевича вызвало незамедлительный отклик в правительстве Грузии. Глава Министерства по делам реинтеграции Паата Закареишвили назвал это результатом той новой политики, которую Тбилиси проводит в отношении Москвы:

"Гражданам Грузии, которым нужно попасть в Россию, станет гораздо легче, а сейчас они мучаются, выбирая путь через Беларусь, Армению или Азербайджан".

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:08 0:00
Скачать

В то же время Закареишвили не советует бизнесменам делать ставку на развитие своего бизнеса в России, он считает, что гораздо перспективнее вести дела в других странах. Хотя тут же оговаривается, что указывать кому-либо, как себя вести, он не вправе.

Регулярное авиасообщение между странами было прервано в 2006 году практически параллельно с запретом ввоза грузинской продукции на российский рынок. Правда, в последние годы появились прямые рейсы между Москвой и Тбилиси, однако они являются чартерными, хотя и выполняются по графику. Положительные сдвиги наметились и в продажах грузинской минеральной воды и вина: за время снятия запрета на импорт "Боржоми" с марта этого года в Россию было ввезено около 150 тысяч литров этой воды. А уже в скором времени в Тбилиси прибудет третья делегация от главного российского санитара Геннадия Онищенко, которая продолжит проверку качества тех грузинских винзаводов, которые пока еще не получили доступа на рынок.

Грузии от этого ни жарко ни холодно, считает грузинский эксперт Торнике Шарашенидзе, который во вторник вместе с другими грузинскими аналитиками встречался с министром реинтеграции:

"Если рейсы не восстановятся, никакой трагедии в этом не будет, грузинское общество будет жить так же, как и раньше. Мы – страна, открытая для любых интеракций, для бизнеса и туризма, в том числе и из России".

Переговоры о восстановлении авиасообщения – это только первые шаги на пути улучшения отношений между странами, заявил представитель грузинского премьера в переговорах с Россией Зураб Абашидзе. Он отмечает, что Грузия при этом не поступилась даже малой толикой собственных интересов и принципов.

Это не совсем так, считает политолог Каха Гоголашвили. Несмотря на то что, по его мнению, успехи новых властей очевидны, – им удалось нейтрализовать агрессивную риторику прежних властей, – тем не менее, он полагает, что "Грузинская мечта" выбрала опасную стратегию, требующую очень сбалансированных подходов:

"Если Грузия перестанет активно требовать, чтобы Запад выражал протест против оккупации территорий, то международное сообщество может просто охладеть к проблеме, и политический процесс окажется зажат в двустороннем русле. И тогда у нас, оставшихся один на один с Россией, практически не будет никаких шансов".

Не разделяет грузинский аналитик и особого оптимизма по поводу скорого улучшения отношений между странами. По словам Гоголашвили, движение в этом направлении действительно идет, но ожидать сколько-нибудь серьезных успехов в обозримой перспективе не приходится, в первую очередь из-за неповоротливости российской политической машины, и Грузия должна быть к этому готова.

А грузинская оппозиция считает, что Россия идет на уступки по торговым и культурным вопросам совсем не "просто так", а ждет ответных шагов от Тбилиси. Среди таких шагов может быть и сотрудничество в области безопасности – удобным примером может стать экстрадиция арестованного недавно в Грузии уроженца Дагестана Микаила Кадыева, которого намерена затребовать российская Генпрокуратура. Однако аналитик Рамаз Сакварелидзе считает, что на такой рискованный шаг Тбилиси не пойдет из опасения вызвать критику со стороны политических оппонентов и западных партнеров.
XS
SM
MD
LG