Accessibility links

Земное притяжение


Инал Хашиг
Инал Хашиг
На прошлой неделе президент Александр Анкваб, использовав трибуну второго по счету Российско-абхазского гуманитарного форума, неожиданно обратился к Русской православной церкви с просьбой о содействии в рукоположении абхазского епископа. Все ждали, что будет говорить о нуждах сугубо «земного» характера, в основном связанных с хлебом насущным. Ведь в абхазской казне уже давно хоть шаром покати. И как результат - большие долги перед подрядчиками, занимающимися строительством и ремонтом стадионов, больниц, школ и других социальных объектов, перед обычными бюджетниками. Учителям, врачам, работникам культуры и спорта в последние месяцы правительство, дабы их немного успокоить, повысило зарплату, а на деле же и старую толком выплатить не в состоянии. В общем, ситуация с финансами настолько аховая, что впору президенту умолять Кремль: «Ну дайте же обещанных денег!»

А он, вдруг воспарив над земной суетой, заговорил о высоком: «При глубоком уважении к Вселенскому патриарху, Константинополь все же несравненно далек он нас по многим единицам измерения. В силу этих обстоятельств, учитывая невозможность оставления верующих без духовного окормления, где бы они ни находились – на признанной или кем-то не признаваемой территории, считаю, что эту высокую миссию может и должен взять на себя Московский патриархат. Исходя из особой важности вопроса, совершенно очевидно, что назрела необходимость рукоположения абхазского епископа".

Всезнающему и всевидящему диакону Андрею Кураеву возрадоваться бы такой постановке вопроса. Ведь он на дух не переваривает часть абхазского духовенства во главе с архимандритом Дорофеем, сделавшую ставку на признание автокефалии со стороны Константинополя. Но он - тертый калач - сразу почуял неладное, узрев в обращении президента серьезный подвох:

«Пока официального обращения к патриарху Кириллу все же не было. Но если обращение и в самом деле будет, ответ на него будет отрицательным. Мол, не наша каноническая территория. Такой официальный ответ на официальное предложение станет сильным козырем в руках раскольнической партии новоафонских самозванцев. Видите, мол, не мы отреклись от Москвы, а она, и поэтому друзей (то есть источник нашего возвышения до епископского сана) будем искать в другом месте. Так что напрасно некоторые абхазские поверхностные комментаторы недоумевают, отчего это Анкваб отвернулся от ранее покровительствуемых им новоафонских автокефалистов. На деле в ближайшей перспективе (если обмен официальными письмами и в самом деле состоится) своим письмом он понудит русского патриарха официально высказаться в стиле однозначно малоприятном для абхазов и, тем самым, даст сильный аргумент именно раскольнической пропаганде».

РПЦ тоже не стала молчать. Правда, вместо патриарха Кирилла миссию ответить на просьбу абхазского президента возложил на себя, как это принято в таких патовых ситуациях, неназванный источник в Русской патриархии. Если кратко изложить этот зашифрованный в лучших дипломатических традициях ответ, то хватит трех буквы русского алфавита: «НЕТ». Тут даже к Кураеву не ходи, вполне прогнозируемая реакция. Уверен, и сам Анкваб, обращаясь с высокой трибуны к РПЦ, изначально никаких иллюзий не питал. И сейчас, если следовать логике диакона Кураева, президент должен обратиться к Вселенскому патриарху. И вправду - абхазам нужен епископ, Москва шансов не дает. Значит, будем искать в другом месте. Оптимальный вариант – Константинополь. Но туда, увы, как бы нам не хотелось иметь своего епископа, и как бы Кураев не подозревал в крамольном замысле Александра Анкваб, дорога президенту заказана. Ведь «Константинополь далек от нас по многим измерениям». А еще большие долги перед подрядчиками, учителями, врачами…

Как бы ты не старался возвыситься над земной суетой, закон земного притяжения никто не отменял. Если кто не понял, именно хлебу насущному Анкваб в реальности посвятил свой спич про епископа. Ну, если епископа не даете, так хоть про деньги не забудьте.
XS
SM
MD
LG