Во вторник в Совете Безопасности ООН снова обсуждалась ситуация в Косове. И впервые перед Советом выступил новый премьер-министр Сербии Ивица Дачич. Его выступление привлекло внимание – прежде всего, потому, что из него аналитики попытались угадать, какой будет политика нового правительства по отношению к Косову. Впрочем, международные агентства в сообщениях из ООН сделали акцент на том, что косовский и сербский премьеры в здании Объединенных Наций лишь продемонстрировали, насколько расходятся позиции Белграда и Приштины. О новых веяниях в Белграде – Айя Куге.
Айя Куге: Глава правительства Сербии утверждает, что его первое выступление в Совете Безопасности ООН было очень успешным и его, якобы, поняли даже представители тех государств, которые уже признали независимость Косова от Сербии. Выступая по государственному телевидению, Дачич заявил, что пришло время вести с Косово диалог не только по практическим, так называемым «техническим» вопросам, как это было до сих пор, но и по вопросам статуса края.
Ивица Дачич: Я представил нашу принципиальную позицию относительно того, что мы не можем принять провозглашенную в одностороннем порядке независимость Косова и Метохии - она принята без нашего согласия. Мы готовы к продолжению диалога, мы требуем мирного и всеобъемлющего решения проблем, уважая законные интересы сербов, албанцев и всех других народов, проживающих в Косове и Метохии. Сербия стремится продолжить этот диалог, стремится к миру, безопасности и сотрудничеству в регионе. С другой стороны, мы выражаем нашу готовность провести все решения и соглашения, утвержденные предыдущим правительством в ходе переговоров в Брюсселе при посредничестве Европейского союза. Мы также отдаем себя отчет в том, что технический диалог не может разрешить все спорные вопросы, и поэтому мы выражаем готовность поднять этот диалог на политический уровень. Это означает, что уровень участников должен быть как можно выше. Нужны компромиссы, нужно продолжение диалога, но это не подразумевает, что Приштина может получить все, а у Белграда все будет отнято.
Айя Куге: Что можно ожидать от нового правительства по отношению к Косову? На эту тему мы беседуем с белградским аналитиком, специалистом по Косову Душаном Яничем.
Душан Янич: То, что представил Совету Безопасности Ивица Дачич, является максимумом. Максимум означает, что Белград готов выполнить все договоренности, достигнутые в ходе технического диалога, и этот диалог продолжить. Что касается другой части, которую упоминает премьер-министр, то есть призыв к открытию политического диалога для, как он выразился, «окончательного разрешения косовской проблемы» – именно это может вызвать проблемы. Важный вопрос: сумеет ли Дачич отказаться от ошибочного убеждения Слободана Милошевича, что проблему Косова можно разрешить раз и на всегда. Но если внимательно прислушаться к главной правящей теперь в стране Сербской прогрессивной партии и президенту Томиславу Николичу, то можно сделать вывод: они поняли, что проблемой Косова нужно управлять и так постепенно решать ее. Но когда я услышал, что Дачич требует «справедливого и окончательного решения», я немного испугался. Однако, хотя Дачич играет в отношениях с Косово очень важную роль, коалиционное соглашение такого не предусматривает, и это может быть личной инициативой премьер-министра, которая не будет содержаться в повестке дня политических переговоров.
Айя Куге: Правда, правящая теперь в Сербии коалиция очень разнородна. В ней - бывшие ультранационалисты во главе с президентом Томиславом Николичем, принадлежащие к Сербской прогрессивной партии, в ней - реформированные социалисты из бывшей партии Слободана Милошевича во главе с премьер министром Ивицей Дачичем. В кабинете министров важную роль играют также когда-то в прошлом «независимые» экономисты из партии Г-17, теперь состоящие в союзе «Объединенные регионы Сербии». У них есть коалиционное соглашение, определяющее отношение к Косову, но на практике пока ничего не ясно. Из ваших слов получается, что вы, как ни странно, положительных перемен ожидаете именно от бывших националистов, от президента Николича.
Душан Янич: Я действительно ожидаю перемен от Прогрессивной партии. Если президент Николич наберется храбрости и ответственности государственного деятеля, инициируя политический диалог по Косову отдельно от технического диалога, он должен ясно разделить темы. Например, темой политического диалога должно быть положение сербской общины в Косове. А главной новой темой должно быть будущее экономическое сотрудничество, вопрос долгов – то есть на самом деле подготовка Сербии и Косова для нормализации регионального сотрудничества. Если они пойдут по этому пути, то шансы есть. Белграду необходимо серьезно изменить политику – ему нужна политика намного мудрее той, которая была во вторник представлена в ООН.
Айя Куге: Порой неверные толкования сербской политики относительно Косова вызывает и тот факт, что тяжело определить, где завершается государственная политика и где начинаются личные инициативы политиков. В последнее время большое внимание сербского общества привлекли заявления нового директора Канцелярии правительства по вступлении Сербии в Европейский союз Милана Паевича. Он сообщил, что Сербия уже потеряла миллионы евро из-за отказа принимать участие в международных региональных конференциях, на которых присутствовали представители Приштины, и поэтому делегации страны не должны будут больше сами себя исключать из таких форумов. Зимой этого года в ходе технического диалога была достигнута договоренность, что официальная Приштина на таких форумах будет представлена табличкой с надписью «Косово *», (со звездочкой), а в сноске будет содержаться текст «Эта надпись не предопределяет статус Косово, соответствует резолюции 1244 СБ ООН и мнению Международного суда о косовской декларации о независимости». Однако это решение с табличкой так и не прижилось – каждая из сторон ее толковали по-своему.
Милан Паевич.
Милан Паевич: Наши важнейшие интересы - в очень динамичном региональном сотрудничестве. Самоисключение из текущих процессов является пагубным для интересов Сербии. В интересах Сербии присутствовать на каждом заседании – ведь на этих заседаниях что-то решается, и Сербия в этом должна быть активной участницей, защищая свои интересы. И неважно, идет ли речь о деньгах на новые проекты или достигается договоренность о будущих общих инициативах в регионе. В любом случае, самоисключение является ошибкой. Благодаря самоисключению в 90-ых годах и позже, интересы Сербии не были защищены должным образом. Это добровольное самоисключение должно быть прекращено, и Сербия должна взять на себя логичную роль главного регионального участника – влияя на создание и руководство теми процессами, которые в интересах всего региона и в интересах Сербии в самых различных областях. Прежде всего, это сотрудничество в торговле промышленными товарами, в котором Сербия и так имеет профицит – а профицит она имеет лишь в торговле в регионе с Черногорией, с Боснией и Герцеговиной. Это нужно и дальше развивать.
Айя Куге: Вопрос к специалисту по Косову Душану Яничу: это новые веяния новых властей?
Душан Янич: Должен сказать, что предыдущее правительство действительно серьезно ошиблось, когда в 2008 году приняло решение бойкотировать все подобные встречи, - и неважно даже, как Косово было на них представлено. Покидать эти собрания - отказаться от защиты собственной позиции. Ведь то, что вы с кем-то будете сидеть в одном зале и вести полемику, не означает автоматическое придание легитимности отделившейся территории. Но бегство от аргументированной дискуссии, от активного участия в двусторонних отношениях, лишь помогает другой стороне. На мой взгляд, неплохо было бы исправить эту ошибку – хорошо было бы как по отношению к Косову, так и по отношению к Европейскому союзу отменить эту блокаду. Это хорошо и для Белграда, который получит возможность действовать активнее.
Айя Куге: Любопытно, что еще совсем недавно, во время предвыборной кампании в Сербии, тогдашняя оппозиция жестко критиковала власти за то, что они, якобы, «продали Косово». А теперь, эти политики, придя к власти, действуют, кажется, намного уступчивее. Как к этому относится «национально» ориентированные сербы? Вот что для нашего радио заявил профессор Белградского университета, историк Слободан Антонич.
Слободан Антонич: Да, мне кажется, что снова происходит то, что мы уже неоднократно наблюдали – оппозиция обвиняет власти в разных грехах, но когда она занимает место власти, то повторяет ошибки предыдущих правительств и даже идет намного дальше в этих ошибках. Но пока ещё нельзя делать серьезные выводы – ведь это лишь идеи политиков из очень разнородных в идеологическом смысле новых структур власти, а не конкретные действия. Я надеюсь, что этих конкретных действий не будет. Если речь идет о международных конференциях, то, на мой взгляд, абсолютно неприемлемо, чтобы Сербия принимала в них участие, несмотря на финансовые выгоды (в смысле иностранной помощи), если на них часть ее территории представлена как независимое государство. Государственный верх уже заговорил о каких-то нужных «болезненных компромиссах», но я все же надеюсь, что наша общественность в состоянии предупредить такое направление государственной политики.
Айя Куге: Душан Янич, однако, уверен, что общественность Сербии очень хорошо знает реальное состояние дел в Косове.
Душан Янич: Я убежден, что общественность в этом намного опережает политиков. По-моему, открыто сказать гражданам в Сербии, какова реальность в Косово – это никакой не риск. Сказать, что у Сербии нет никакого военно-политического влияния на Косово, что Сербия ослабила свои связи с сербами в Косове, что сербы там за последние 15-20 лет все потеряли – не проблема. А что проблема? Быть храбрым и поменять сторону! Нельзя поменять политику и сохранить прежних союзников. Главный вопрос: имеет ли правящая коалиция потенциал для этого – поменять нынешних союзников и сегодняшних врагов (а их слишком много по вопросу Косова) превратить в друзей. Я не верю, что есть скорое окончательное решение по Косову, не верю, что это может случиться во время мандата Николича и Дачича, но у них есть шанс создать основы для этого.
Айя Куге: Глава правительства Сербии утверждает, что его первое выступление в Совете Безопасности ООН было очень успешным и его, якобы, поняли даже представители тех государств, которые уже признали независимость Косова от Сербии. Выступая по государственному телевидению, Дачич заявил, что пришло время вести с Косово диалог не только по практическим, так называемым «техническим» вопросам, как это было до сих пор, но и по вопросам статуса края.
Ивица Дачич: Я представил нашу принципиальную позицию относительно того, что мы не можем принять провозглашенную в одностороннем порядке независимость Косова и Метохии - она принята без нашего согласия. Мы готовы к продолжению диалога, мы требуем мирного и всеобъемлющего решения проблем, уважая законные интересы сербов, албанцев и всех других народов, проживающих в Косове и Метохии. Сербия стремится продолжить этот диалог, стремится к миру, безопасности и сотрудничеству в регионе. С другой стороны, мы выражаем нашу готовность провести все решения и соглашения, утвержденные предыдущим правительством в ходе переговоров в Брюсселе при посредничестве Европейского союза. Мы также отдаем себя отчет в том, что технический диалог не может разрешить все спорные вопросы, и поэтому мы выражаем готовность поднять этот диалог на политический уровень. Это означает, что уровень участников должен быть как можно выше. Нужны компромиссы, нужно продолжение диалога, но это не подразумевает, что Приштина может получить все, а у Белграда все будет отнято.
Айя Куге: Что можно ожидать от нового правительства по отношению к Косову? На эту тему мы беседуем с белградским аналитиком, специалистом по Косову Душаном Яничем.
Душан Янич: То, что представил Совету Безопасности Ивица Дачич, является максимумом. Максимум означает, что Белград готов выполнить все договоренности, достигнутые в ходе технического диалога, и этот диалог продолжить. Что касается другой части, которую упоминает премьер-министр, то есть призыв к открытию политического диалога для, как он выразился, «окончательного разрешения косовской проблемы» – именно это может вызвать проблемы. Важный вопрос: сумеет ли Дачич отказаться от ошибочного убеждения Слободана Милошевича, что проблему Косова можно разрешить раз и на всегда. Но если внимательно прислушаться к главной правящей теперь в стране Сербской прогрессивной партии и президенту Томиславу Николичу, то можно сделать вывод: они поняли, что проблемой Косова нужно управлять и так постепенно решать ее. Но когда я услышал, что Дачич требует «справедливого и окончательного решения», я немного испугался. Однако, хотя Дачич играет в отношениях с Косово очень важную роль, коалиционное соглашение такого не предусматривает, и это может быть личной инициативой премьер-министра, которая не будет содержаться в повестке дня политических переговоров.
Айя Куге: Правда, правящая теперь в Сербии коалиция очень разнородна. В ней - бывшие ультранационалисты во главе с президентом Томиславом Николичем, принадлежащие к Сербской прогрессивной партии, в ней - реформированные социалисты из бывшей партии Слободана Милошевича во главе с премьер министром Ивицей Дачичем. В кабинете министров важную роль играют также когда-то в прошлом «независимые» экономисты из партии Г-17, теперь состоящие в союзе «Объединенные регионы Сербии». У них есть коалиционное соглашение, определяющее отношение к Косову, но на практике пока ничего не ясно. Из ваших слов получается, что вы, как ни странно, положительных перемен ожидаете именно от бывших националистов, от президента Николича.
Душан Янич: Я действительно ожидаю перемен от Прогрессивной партии. Если президент Николич наберется храбрости и ответственности государственного деятеля, инициируя политический диалог по Косову отдельно от технического диалога, он должен ясно разделить темы. Например, темой политического диалога должно быть положение сербской общины в Косове. А главной новой темой должно быть будущее экономическое сотрудничество, вопрос долгов – то есть на самом деле подготовка Сербии и Косова для нормализации регионального сотрудничества. Если они пойдут по этому пути, то шансы есть. Белграду необходимо серьезно изменить политику – ему нужна политика намного мудрее той, которая была во вторник представлена в ООН.
Айя Куге: Порой неверные толкования сербской политики относительно Косова вызывает и тот факт, что тяжело определить, где завершается государственная политика и где начинаются личные инициативы политиков. В последнее время большое внимание сербского общества привлекли заявления нового директора Канцелярии правительства по вступлении Сербии в Европейский союз Милана Паевича. Он сообщил, что Сербия уже потеряла миллионы евро из-за отказа принимать участие в международных региональных конференциях, на которых присутствовали представители Приштины, и поэтому делегации страны не должны будут больше сами себя исключать из таких форумов. Зимой этого года в ходе технического диалога была достигнута договоренность, что официальная Приштина на таких форумах будет представлена табличкой с надписью «Косово *», (со звездочкой), а в сноске будет содержаться текст «Эта надпись не предопределяет статус Косово, соответствует резолюции 1244 СБ ООН и мнению Международного суда о косовской декларации о независимости». Однако это решение с табличкой так и не прижилось – каждая из сторон ее толковали по-своему.
Милан Паевич.
Милан Паевич: Наши важнейшие интересы - в очень динамичном региональном сотрудничестве. Самоисключение из текущих процессов является пагубным для интересов Сербии. В интересах Сербии присутствовать на каждом заседании – ведь на этих заседаниях что-то решается, и Сербия в этом должна быть активной участницей, защищая свои интересы. И неважно, идет ли речь о деньгах на новые проекты или достигается договоренность о будущих общих инициативах в регионе. В любом случае, самоисключение является ошибкой. Благодаря самоисключению в 90-ых годах и позже, интересы Сербии не были защищены должным образом. Это добровольное самоисключение должно быть прекращено, и Сербия должна взять на себя логичную роль главного регионального участника – влияя на создание и руководство теми процессами, которые в интересах всего региона и в интересах Сербии в самых различных областях. Прежде всего, это сотрудничество в торговле промышленными товарами, в котором Сербия и так имеет профицит – а профицит она имеет лишь в торговле в регионе с Черногорией, с Боснией и Герцеговиной. Это нужно и дальше развивать.
Айя Куге: Вопрос к специалисту по Косову Душану Яничу: это новые веяния новых властей?
Душан Янич: Должен сказать, что предыдущее правительство действительно серьезно ошиблось, когда в 2008 году приняло решение бойкотировать все подобные встречи, - и неважно даже, как Косово было на них представлено. Покидать эти собрания - отказаться от защиты собственной позиции. Ведь то, что вы с кем-то будете сидеть в одном зале и вести полемику, не означает автоматическое придание легитимности отделившейся территории. Но бегство от аргументированной дискуссии, от активного участия в двусторонних отношениях, лишь помогает другой стороне. На мой взгляд, неплохо было бы исправить эту ошибку – хорошо было бы как по отношению к Косову, так и по отношению к Европейскому союзу отменить эту блокаду. Это хорошо и для Белграда, который получит возможность действовать активнее.
Айя Куге: Любопытно, что еще совсем недавно, во время предвыборной кампании в Сербии, тогдашняя оппозиция жестко критиковала власти за то, что они, якобы, «продали Косово». А теперь, эти политики, придя к власти, действуют, кажется, намного уступчивее. Как к этому относится «национально» ориентированные сербы? Вот что для нашего радио заявил профессор Белградского университета, историк Слободан Антонич.
Слободан Антонич: Да, мне кажется, что снова происходит то, что мы уже неоднократно наблюдали – оппозиция обвиняет власти в разных грехах, но когда она занимает место власти, то повторяет ошибки предыдущих правительств и даже идет намного дальше в этих ошибках. Но пока ещё нельзя делать серьезные выводы – ведь это лишь идеи политиков из очень разнородных в идеологическом смысле новых структур власти, а не конкретные действия. Я надеюсь, что этих конкретных действий не будет. Если речь идет о международных конференциях, то, на мой взгляд, абсолютно неприемлемо, чтобы Сербия принимала в них участие, несмотря на финансовые выгоды (в смысле иностранной помощи), если на них часть ее территории представлена как независимое государство. Государственный верх уже заговорил о каких-то нужных «болезненных компромиссах», но я все же надеюсь, что наша общественность в состоянии предупредить такое направление государственной политики.
Айя Куге: Душан Янич, однако, уверен, что общественность Сербии очень хорошо знает реальное состояние дел в Косове.
Душан Янич: Я убежден, что общественность в этом намного опережает политиков. По-моему, открыто сказать гражданам в Сербии, какова реальность в Косово – это никакой не риск. Сказать, что у Сербии нет никакого военно-политического влияния на Косово, что Сербия ослабила свои связи с сербами в Косове, что сербы там за последние 15-20 лет все потеряли – не проблема. А что проблема? Быть храбрым и поменять сторону! Нельзя поменять политику и сохранить прежних союзников. Главный вопрос: имеет ли правящая коалиция потенциал для этого – поменять нынешних союзников и сегодняшних врагов (а их слишком много по вопросу Косова) превратить в друзей. Я не верю, что есть скорое окончательное решение по Косову, не верю, что это может случиться во время мандата Николича и Дачича, но у них есть шанс создать основы для этого.