Прокуратура Пензенской области передала музею-заповеднику Михаила Лермонтова "Тарханы" документы, связанные с гибелью поэта на дуэли в июле 1841 года.
В Тарханах – сейчас это деревня Лермонтово Пензенской области – поэт провел детство, там же захоронены его останки. О причинах, по которым историкам и литературоведам важны связанные с гибелью поэта документы и о том, как с ними связана Пензенская прокуратура, Радио Свобода рассказала директор мемориального дома-музея "Тарханы" Тамара Мельникова:
– Один из заместителей областного прокурора, Сергей Васин, очень интересовался Лермонтовым. И в Ставропольском архиве ему попались эти документы, которые он и решил скопировать для нас.
– Речь, значит, не идет о том, что прокуратура по-прежнему интересуется обстоятельствами гибели великого русского поэта?
– Думаю, у них достаточно своих дел. Нам просто дали возможность самим заняться и посмотреть: нет ли там чего нового.
– И есть что-то в этих документах, чего вы не знали о гибели Михаила Юрьевича?
– Да. У нас есть большие системные дела. Например, военно-судные дела, есть материалы Третьего отделения собственной канцелярии Его Императорского Величия, тоже по этому поводу, есть дело о перевозе праха Лермонтова из Пятигорска в Тарханы для перезахоронения. Но кроме таких системных больших дел существовали другие сообщения об этом событии. Найти их в архивах совсем непросто. В частности, городовой частной управы о дуэли от 18 июля 41-го года, на третий день после гибели поэта, сообщил о разных событиях, которые произошли именно 15 июля. Рассказывается, например, что один крестьянин найден мертвым, и, наконец, под рубрикой "Убийство" записано: "В городе Пятигорске уволенный от службы из Гребенского казачьего полка майор Мартынов и Чемгинского пехотного полка поручик Лермонтов 15 июля в двух верстах от города, у подножья горы Машук имели дуэль, на которой Мартынов пистолетным выстрелом ранил Лермонтова в бок, отчего тот умер".
– Обстоятельства роковой для Лермонтова дуэли до сих пор не прояснены до конца?
– То, что Мартынов стрелял первы - однозначно, и то, что Лермонтов не стрелял вовсе, тоже понятно. Есть документы. Но тем не менее еще много деталей, которые до сих пор не прояснены. А нам хотелось бы все разложить по полочкам, иметь абсолютно точные документальные подтверждения. Кстати, прокурор Васин обещал поискать и другие документы в Ставропольском архиве. На дуэль был вызван Лермонтов, то есть инициатива шла от Мартынова. Причиной были насмешки, насмешливое отношение Лермонтова к фигуре Мартынова. Вроде, они были друзьями, но в фигуре Мартынова современники находили немало смешного...
– Мартынов вызвал на дуэль своего бывшего друга, и дуэль эта закончилась смертью его противника, Мартынова приговорили всего лишь к трем месяцам гауптвахты и последующему церковному покаянию. Почему такое мягкое наказание?
– Отношение к дуэлям в России всегда было очень мягким со стороны императорского двора. Дуэль для дворянина была способом защиты чести. Конечно, когда дуэли происходили, тем более со смертельным исходом, следователи метали громы и молнии, но когда дело доходило до императора, как правило, спускалось на тормозах, и, как правило, виновные не очень сильно наказывались. Считалось нормой: если оскорблен – иди и защищай свою честь. Другое дело, что Мартынов должен был соображать, что Лермонтов ему не чета, что перед ним - великий русский поэт.
– Лермонтов чем-то выделялся из общего дворянского круга офицеров? У него же до этого была еще одна попытка дуэли, с сыном французского посла в Петербурге, за полтора года до смерти.
– Да, он выходил на дуэль с сыном французского посланника Барантом. Тот стрелял, но промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. Были "доброжелатели", которые хотели в Пятигорске Лермонтова свести на дуэль еще с одним человеком, с неким Лисаневичем. Но Лисаневич, в отличие от Мартынова, сказал, что с таким человеком, как Лермонтов, он драться не будет, потому что он не хотел повторения трагедии с Пушкиным. Зато нашелся Мартынов.
Лермонтов, конечно, выделялся среди людей своего круга, многие отмечали его удивительный ум, он глубоко проникал в человеческую психологию. Его поведение не было обычным. У него были друзья, которых он очень любил, и он был им чрезвычайно предан. Но в обществе он всегда держался замкнуто, не позволял себе откровений, иногда был раздражительным.
– Что вы будете делать с новыми документами?
– Мы положим их в старинную бумагу, перекопируем, и поместим в экспозицию музея. К 200-летию рождения Лермонтова собираемся сделать новую экспозицию, в которой этот документ будет фигурировать впервые.
– Вы как-то сотрудничаете с другими музеями, центрами лермонтоведения? Вы ведь не единственный музей памяти поэта?
– Есть лермонтовская комната, с очень богатым материалом, в Пушкинском доме, там очень много мемориальных вещей. Есть домик Лермонтова, в котором он с бабушкой жил квартировал, в Москве. Есть маленькая хата, которая описана в повести "Тамань" – в самой Тамани. Мы по-прежнему отмечаем день гибели Лермонтова, 27 июля, и в этот день служим панихиду: нам разрешил патриарх в 1991 году, чтобы мы отпевали нашего великого поэта, – рассказала Тамара Мельникова.
Михаила Лермонтова считают одним из лучших русских поэтов XIX века, однако и в школьной программе, и в общепринятой табели о рангах его фигура находится в тени Александра Пушкина. Почему? Об этом в интервью Радио Свобода литературовед Дмитрий Бак:
– Табель о рангах нужно выстраивать все-таки, сравнивая между собой людей, которые сопоставимы для современников в той роли, которую они играют в литературной жизни. Пушкин и Лермонтов – это фигуры несопоставимые. Потому что Лермонтов – совершенно не литературная фигура. Дело даже не в том, что он очень рано погиб. Он совершенно не позиционировал себя, как герой литературной жизни, участник редакционных баталий. В отличие от Пушкина. Если же говорить о вкладе в русскую поэзию, то на первом месте в эту эпоху – два равновеликих поэта – Евгений Баратынский и Александр Пушкин. Я имею в виду поэтов-лириков, не беря в расчет драматургию – поэмы или прозу. Лермонтов стоит как бы в стороне.
Он не мыслит себя литератором, он поэт для себя, и это нисколько не принижает его статус. Потому что Лермонтов, идя своей дорогой, совершенно отличной от всех других, дошел до некоторых возможных смысловых пределов этого пути. Я имею в виду дорогу абсолютного романтика, дорогу демона, которым Лермонтов чувствовал себя всю жизнь. Сказать – Пушкин и Лермонтов – это, значит поставить рядом некие антиподы. Их совершенно невозможно противопоставлять, потому что нет более далеких по духу, по поэтике, по стилистике, по направленности и, наконец, по жизненному поведению людей, чем Лермонтов и Пушкин. Школьная иерархия, как это часто бывает, искажает события, а не приближает их к нам.
– А почему Лермонтова не интересовала литературная тусовка того времени?
– Эта тусовка интересовала тех, кто мыслил себя профессиональными литераторами. Литература в 20-30-е годы - это профессиональное занятие. Пушкин, как и Виссарион Белинский, – это один из первых русских профессиональных литераторов. Лермонтов же писал сердцем, душой, кровью, страстью. И совершенно не мыслил себя в качестве профессионала. Собственно говоря, он при жизни опубликовал всего несколько десятков стихотворений, и если бы ни усилия Андрея Краевского, на ту пору издателя журнала "Отечественные записки", то, может быть, и имя Михаила Лермонтова так и осталось бы в туне, как стихотворца, который сочиняет что-то для своих. А Пушкин, подобно своему герою из стихотворения "Разговор книгопродавца с поэтом", сосредоточен на том, чтобы его слово было обнародовано, чтобы его стихи были напечатаны. Пушкин – профессиональный литератор, Баратынский – тоже. Лермонтов – ни в коем случае. Лермонтов – это офицер, страстный любовник, человек, бесконечно сосредоточенный на себе. Правда, имеющий прекрасное литературное образование, которое тогда давалось в школе армейских подпрапорщиков.
– 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова в 2014 году. Будет большой российский юбилей?
– Это имеет совершенно конъюнктурные причины и очень часто не имеет никакого отношения к реальному значению писателя. У Гоголя такой юбилей был. А у Толстого почти нет – дата со дня его смерти была два года назад. Поэтому все будет зависеть от властей предержащих, от политики, от конъюнктуры и от чьего-то желания.
– Есть еще что-то, чего литературоведы не знают о фигуре Лермонтова или о его творчестве?
– Обстоятельства, связанные с гибелью Лермонтова, с его личными отношениями, с какими-то подробностями его нецензурных стихов, его юношеских увлечений, – все это имеет очень косвенное отношение к фигуре Лермонтова-стихотворца. Так часто бывает, что силуэт большого писателя окружен легендами, всяческими домыслами, мифами, но к реальной судьбе человека и к его литературным трудам все это не имеет никакого отношения. Поэтому я бы не стал относиться с доверием к каким бы то ни было громким литературным сенсациям. Все, что важно знать, Лермонтов уже сказал. Читайте поэму "Демон", например, и вы все поймете.
В Тарханах – сейчас это деревня Лермонтово Пензенской области – поэт провел детство, там же захоронены его останки. О причинах, по которым историкам и литературоведам важны связанные с гибелью поэта документы и о том, как с ними связана Пензенская прокуратура, Радио Свобода рассказала директор мемориального дома-музея "Тарханы" Тамара Мельникова:
– Один из заместителей областного прокурора, Сергей Васин, очень интересовался Лермонтовым. И в Ставропольском архиве ему попались эти документы, которые он и решил скопировать для нас.
– Речь, значит, не идет о том, что прокуратура по-прежнему интересуется обстоятельствами гибели великого русского поэта?
– Думаю, у них достаточно своих дел. Нам просто дали возможность самим заняться и посмотреть: нет ли там чего нового.
– И есть что-то в этих документах, чего вы не знали о гибели Михаила Юрьевича?
– Да. У нас есть большие системные дела. Например, военно-судные дела, есть материалы Третьего отделения собственной канцелярии Его Императорского Величия, тоже по этому поводу, есть дело о перевозе праха Лермонтова из Пятигорска в Тарханы для перезахоронения. Но кроме таких системных больших дел существовали другие сообщения об этом событии. Найти их в архивах совсем непросто. В частности, городовой частной управы о дуэли от 18 июля 41-го года, на третий день после гибели поэта, сообщил о разных событиях, которые произошли именно 15 июля. Рассказывается, например, что один крестьянин найден мертвым, и, наконец, под рубрикой "Убийство" записано: "В городе Пятигорске уволенный от службы из Гребенского казачьего полка майор Мартынов и Чемгинского пехотного полка поручик Лермонтов 15 июля в двух верстах от города, у подножья горы Машук имели дуэль, на которой Мартынов пистолетным выстрелом ранил Лермонтова в бок, отчего тот умер".
– Обстоятельства роковой для Лермонтова дуэли до сих пор не прояснены до конца?
– То, что Мартынов стрелял первы - однозначно, и то, что Лермонтов не стрелял вовсе, тоже понятно. Есть документы. Но тем не менее еще много деталей, которые до сих пор не прояснены. А нам хотелось бы все разложить по полочкам, иметь абсолютно точные документальные подтверждения. Кстати, прокурор Васин обещал поискать и другие документы в Ставропольском архиве. На дуэль был вызван Лермонтов, то есть инициатива шла от Мартынова. Причиной были насмешки, насмешливое отношение Лермонтова к фигуре Мартынова. Вроде, они были друзьями, но в фигуре Мартынова современники находили немало смешного...
– Мартынов вызвал на дуэль своего бывшего друга, и дуэль эта закончилась смертью его противника, Мартынова приговорили всего лишь к трем месяцам гауптвахты и последующему церковному покаянию. Почему такое мягкое наказание?
– Отношение к дуэлям в России всегда было очень мягким со стороны императорского двора. Дуэль для дворянина была способом защиты чести. Конечно, когда дуэли происходили, тем более со смертельным исходом, следователи метали громы и молнии, но когда дело доходило до императора, как правило, спускалось на тормозах, и, как правило, виновные не очень сильно наказывались. Считалось нормой: если оскорблен – иди и защищай свою честь. Другое дело, что Мартынов должен был соображать, что Лермонтов ему не чета, что перед ним - великий русский поэт.
– Лермонтов чем-то выделялся из общего дворянского круга офицеров? У него же до этого была еще одна попытка дуэли, с сыном французского посла в Петербурге, за полтора года до смерти.
– Да, он выходил на дуэль с сыном французского посланника Барантом. Тот стрелял, но промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. Были "доброжелатели", которые хотели в Пятигорске Лермонтова свести на дуэль еще с одним человеком, с неким Лисаневичем. Но Лисаневич, в отличие от Мартынова, сказал, что с таким человеком, как Лермонтов, он драться не будет, потому что он не хотел повторения трагедии с Пушкиным. Зато нашелся Мартынов.
Лермонтов, конечно, выделялся среди людей своего круга, многие отмечали его удивительный ум, он глубоко проникал в человеческую психологию. Его поведение не было обычным. У него были друзья, которых он очень любил, и он был им чрезвычайно предан. Но в обществе он всегда держался замкнуто, не позволял себе откровений, иногда был раздражительным.
– Что вы будете делать с новыми документами?
– Мы положим их в старинную бумагу, перекопируем, и поместим в экспозицию музея. К 200-летию рождения Лермонтова собираемся сделать новую экспозицию, в которой этот документ будет фигурировать впервые.
– Вы как-то сотрудничаете с другими музеями, центрами лермонтоведения? Вы ведь не единственный музей памяти поэта?
– Есть лермонтовская комната, с очень богатым материалом, в Пушкинском доме, там очень много мемориальных вещей. Есть домик Лермонтова, в котором он с бабушкой жил квартировал, в Москве. Есть маленькая хата, которая описана в повести "Тамань" – в самой Тамани. Мы по-прежнему отмечаем день гибели Лермонтова, 27 июля, и в этот день служим панихиду: нам разрешил патриарх в 1991 году, чтобы мы отпевали нашего великого поэта, – рассказала Тамара Мельникова.
Михаила Лермонтова считают одним из лучших русских поэтов XIX века, однако и в школьной программе, и в общепринятой табели о рангах его фигура находится в тени Александра Пушкина. Почему? Об этом в интервью Радио Свобода литературовед Дмитрий Бак:
– Табель о рангах нужно выстраивать все-таки, сравнивая между собой людей, которые сопоставимы для современников в той роли, которую они играют в литературной жизни. Пушкин и Лермонтов – это фигуры несопоставимые. Потому что Лермонтов – совершенно не литературная фигура. Дело даже не в том, что он очень рано погиб. Он совершенно не позиционировал себя, как герой литературной жизни, участник редакционных баталий. В отличие от Пушкина. Если же говорить о вкладе в русскую поэзию, то на первом месте в эту эпоху – два равновеликих поэта – Евгений Баратынский и Александр Пушкин. Я имею в виду поэтов-лириков, не беря в расчет драматургию – поэмы или прозу. Лермонтов стоит как бы в стороне.
Он не мыслит себя литератором, он поэт для себя, и это нисколько не принижает его статус. Потому что Лермонтов, идя своей дорогой, совершенно отличной от всех других, дошел до некоторых возможных смысловых пределов этого пути. Я имею в виду дорогу абсолютного романтика, дорогу демона, которым Лермонтов чувствовал себя всю жизнь. Сказать – Пушкин и Лермонтов – это, значит поставить рядом некие антиподы. Их совершенно невозможно противопоставлять, потому что нет более далеких по духу, по поэтике, по стилистике, по направленности и, наконец, по жизненному поведению людей, чем Лермонтов и Пушкин. Школьная иерархия, как это часто бывает, искажает события, а не приближает их к нам.
– А почему Лермонтова не интересовала литературная тусовка того времени?
– Эта тусовка интересовала тех, кто мыслил себя профессиональными литераторами. Литература в 20-30-е годы - это профессиональное занятие. Пушкин, как и Виссарион Белинский, – это один из первых русских профессиональных литераторов. Лермонтов же писал сердцем, душой, кровью, страстью. И совершенно не мыслил себя в качестве профессионала. Собственно говоря, он при жизни опубликовал всего несколько десятков стихотворений, и если бы ни усилия Андрея Краевского, на ту пору издателя журнала "Отечественные записки", то, может быть, и имя Михаила Лермонтова так и осталось бы в туне, как стихотворца, который сочиняет что-то для своих. А Пушкин, подобно своему герою из стихотворения "Разговор книгопродавца с поэтом", сосредоточен на том, чтобы его слово было обнародовано, чтобы его стихи были напечатаны. Пушкин – профессиональный литератор, Баратынский – тоже. Лермонтов – ни в коем случае. Лермонтов – это офицер, страстный любовник, человек, бесконечно сосредоточенный на себе. Правда, имеющий прекрасное литературное образование, которое тогда давалось в школе армейских подпрапорщиков.
– 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова в 2014 году. Будет большой российский юбилей?
– Это имеет совершенно конъюнктурные причины и очень часто не имеет никакого отношения к реальному значению писателя. У Гоголя такой юбилей был. А у Толстого почти нет – дата со дня его смерти была два года назад. Поэтому все будет зависеть от властей предержащих, от политики, от конъюнктуры и от чьего-то желания.
– Есть еще что-то, чего литературоведы не знают о фигуре Лермонтова или о его творчестве?
– Обстоятельства, связанные с гибелью Лермонтова, с его личными отношениями, с какими-то подробностями его нецензурных стихов, его юношеских увлечений, – все это имеет очень косвенное отношение к фигуре Лермонтова-стихотворца. Так часто бывает, что силуэт большого писателя окружен легендами, всяческими домыслами, мифами, но к реальной судьбе человека и к его литературным трудам все это не имеет никакого отношения. Поэтому я бы не стал относиться с доверием к каким бы то ни было громким литературным сенсациям. Все, что важно знать, Лермонтов уже сказал. Читайте поэму "Демон", например, и вы все поймете.