Accessibility links

Новые Старые Васюки


Женщина позирует рядом с экраном, на котором показывают кубок EURO-2012. Киев, Украина.
Женщина позирует рядом с экраном, на котором показывают кубок EURO-2012. Киев, Украина.
ВЗГЛЯД ИЗ ТБИЛИСИ---Грузия подала в УЕФА заявку на проведение чемпионата Европы по футболу в 2020 году. «Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями», - как справедливо заметили Ильф и Петров.

Картина маслом «Последний день Помпеи», вероятно, лучше всего передает ощущения, которые возникают при беглом осмотре грузинской футбольной инфраструктуры. Три стадиона, которые теоретически могли бы принять игры чемпионата, нуждаются в основательной реконструкции, угрожающе нависая над бюджетом рассыпчатой громадой Колизея. Остальные стадионы напоминают истоптанные до дыр, наспех огороженные пастбища на заре английской промышленной революции. Эти печальные «поля под снегом и дождем» никак не могут удовлетворить изысканные вкусы УЕФА, и 6-7 стадионов, общей вместимостью около 250 тысяч, придется строить с нуля.

Чемпионат Европы это не только стадионы, но и десятки тысяч номеров в пятизвездочных отелях, аэропорты, с легкостью переваривающие сотни чартерных рейсов, наземный транспорт, работающий, как швейцарские часы, евростандарт, евроремонт и европорядок. Это многомиллиардные затраты, которые, как показывает история последних чемпионатов, не окупятся ни в этой жизни, ни в будущей.

- «Но деньги!- застонали васюкинцы»... «Много тысяч денег! Где же их взять?» - «Все учтено могучим ураганом! - сказал Остап Бендер: Деньги дадут сборы».

Новые Старые Васюки
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:12 0:00
Скачать


Представим на мгновение, что турки - главные претенденты на проведение «Евро-2020» - внезапно самоустранились, а шотландцы подрались с ирландцами на каменистых равнинах Уэльса. Конкуренты повержены; чиновники УЕФА, скрепя сердце и подкрепившись валидолом, одобрили грузинскую заявку. Внешний долг начнет расти со скоростью злокачественной опухоли, и задушевный голос булгаковского конферансье зашепчет грузинским бизнесменам: «Вот уже полтора месяца вы сидите здесь, упорно отказываясь сдать оставшуюся у вас валюту, в то время как страна нуждается в ней!» Но, допустим, что отчаянным усилием преодолены и эти трудности, котлованы вырыты, гостиницы и аэропорты отстроены, и на несуществующем стадионе воображаемого полумиллионного города Лазика уже раздался свисток, возвещающий об окончании гипотетического чемпионата и решительной победе сборной Грузии над сводной командой ведущих европейских держав. А дальше что?

Содержание всего лишь половины стадионов «Евро-2012» ежемесячно обходится полякам в полтора миллиона долларов - это, к слову, годовой бюджет пары не самых худших грузинских клубов, для которых присутствие нескольких тысяч болельщиков на матчe - событие из ряда вон выходящее. Что станет со стадионами на 30-40 тысяч зрителей в городах, где население, в лучшем случае, немногим больше? Что будет делать Гори с тысячами пятизвездочных номеров, а Кутаиси - с гигантским аэропортом?

И хотя правительство всем своим видом показывает, что мелочиться не следует, но кредиторы - они ведь такие кредиторы: и слезам не верят, и нежных чувств не щадят.

Разумеется, вероятность проведения чемпионата Европы в Грузии мала, как нейтрино; чиновники УЕФА не такие уж мизантропы, чтобы легким движением руки устроить Армагеддон слабосильной грузинской экономике. И в том, что заявка удовлетворена не будет, отдают себе отчет даже самые твердокаменные сторонники правящей партии.

В тактическом плане речь, возможно, идет о попытке прикрыть неудачную импровизацию Саакашвили, который, находясь с визитом в Баку, внезапно заявил, что Грузия и Азербайджан договорились о совместном проведении чемпионата. Выйдя из шокового состояния, азербайджанские спортивные чиновники начали вежливо отнекиваться, а позже решительно поддержали турецкую заявку. Что там произошло на самом деле - тайна за семью печатями ФИФА и УЕФА, известно лишь то, что власти Грузии решили бороться за «Евро-2020» в гордом одиночестве.

Если об идее строительства Лазики общество проспорило несколько недель, пусть даже с ленцой, посмеиваясь и покручивая пальцем у виска, то ответом на футбольную инициативу стало практически полное безмолвие. Это тревожный сигнал для Саакашвили, который отчаянно борется с Иванишвили за переходящий кубок главного ньюсмейкера страны. С недавнего времени ему становится все трудней предлагать темы для обсуждения, которые, если не мытьем, так катаньем, удержат его в фокусе общественного внимания. И даже если завтра он объявит о старте грузинской космической программы, это, скорее всего, не гарантирует ему попадания в «топ» самых обсуждаемых новостей. Общество стало предпочитать конкретику разговорам о сверкающих горизонтах будущего, и предвыборные обещания, скроенные по классическим васюкинским лекалам, вероятно, будут им попросту проигнорированы, как это и происходит сегодня в случае с «Евро-2020».
XS
SM
MD
LG