Accessibility links

Ход Саакашвили


Одним только ходом глава грузинского государства решает несколько важных внутренних и внешнеполитических задач
Одним только ходом глава грузинского государства решает несколько важных внутренних и внешнеполитических задач
ВАШИНГТОН---Президент Грузии Михаил Саакашвили выступил с очередной политической инициативой. В последний зимний день 2012 года вступил в силу его указ об одностороннем изменении визового режима с Россией. Отныне все россияне, а не только жители северокавказских республик, получают право пребывать на территории Грузии в течение 90 дней без специально оформленных виз. Какими обстоятельствами обосновано решение грузинского лидера? И станет ли оно новой вехой в отношениях между Москвой и Тбилиси? Об этом политолог Сергей Маркедонов.

Рискуя попасть под огонь критики, тем не менее, хочу сразу оговориться. Я не верю в альтруизм и бескорыстие при принятии знаковых политических решений. Логика политика, как правило, обращена не к абстрактным ценностям, а к вполне земным вещам, которые позволяют сохранить или укрепить власть. И в этом плане инициатива Михаила Саакашвили выглядит, как рациональный, прагматичный и продуманный шаг. Одним только ходом глава грузинского государства решает несколько важных внутренних и внешнеполитических задач. Рассмотрим, какие именно.

Вслед за Россией Грузия вступает в новый предвыборный цикл, значение которого трудно недооценивать. Новые выборы парламента и президента пройдут в условиях конституционных трансформаций и формирования новой властной конфигурации. При этом роль Саакашвили в ней еще до конца неясна. Но ясно другое. У него появился серьезный конкурент в лице олигарха Бидзины Иванишвили и его «Грузинской мечты». Иванишвили одним из козырей своей программы считает улучшение отношений с Россией. При этом не будем забывать, что для такого улучшения есть крайне узкий (если не сказать, почти непроходимый) коридор возможностей. Абхазия, Южная Осетия, отношения с США и НАТО, северокавказская проблема связывают любых сторонников российско-грузинской «перезагрузки» по рукам и ногам. В последний день февраля Саакашвили выиграл у своего оппонента важный козырь, ибо теперь Иванишвили будет трудно найти другие оригинальные способы улучшения отношений с Москвой.

Ход Саакашвили
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:16 0:00
Скачать


Однако вне всякой привязке к личности влиятельного олигарха Саакашвили не может не понимать значение грузинской диаспоры в России. Многие из этих людей имеют не только российский, но и грузинский паспорт, и готовы в той или иной форме помогать своей исторической Родине. Для них президент Грузии снял ненужные препоны на границе. И дело здесь не только в возможности мобилизовать дополнительный электорат напрямую. Появляется ресурс определенного психологического воздействия на родственников, живущих в Грузии. Ведь теперь контакты с их российской родней станут намного более легкими. И грузины по обе стороны границы будут задаваться вопросом о том, благодаря кому все это случилось.

Февральская инициатива в определенной мере становится и сигналом для Запада, который уже устал от конфронтации Тбилиси и Москвы. Саакашвили не раз ставили это на вид дипломаты и политики из США и ЕС. Теперь у него есть возможность пенять на Москву, которая ответила на его инициативу, как обычно, угрюмо и сдержанно. В разговоре с Западом появляется новый аргумент. Мол, не мы виноваты, мы готовы к компромиссу, но его не жаждет Москва. Про пиаровский эффект от либерализации виз мы говорить не будем, про это уже и без того много сказано.

Однако стоит также отметить, что инициатива грузинского президента не могла бы появиться, не будь для нее определенных предпосылок. В данном случае речь идет о контактах российского и грузинского бизнеса, которые, несмотря на отсутствие дипломатических отношений и визовый режим, не прекращались ни на минуту. Таким образом, оказались сняты некоторые рогатки, которые мешали развитию экономических связей поверх статусных споров.

Понятное дело, инициатива Саакашвили не сделает российско-грузинские отношения дружественными и конструктивными. Собственно говоря, такой задачи, скорее всего, и не ставилось. Но в активе от нее уже есть крайне важный результат. Конфликт с северным соседом перестает быть сакральным. Он приобретает все больше прагматических аспектов. Как это было уже в случае с эпопеей по ВТО, с частичным восстановлением авиарейсов и открытием поста «Казбеги - Верхний Ларс». И чем быстрее конфликт ценностей трансформируется в конфликт интересов, тем легче будет искать пути выхода из имеющихся тупиков.
XS
SM
MD
LG