Accessibility links

«Рекордсмены» выборов


Таким образом, выборы-2011 в гораздо большей степени, чем все предыдущие, продемонстрировали политическую многоукладность в России
Таким образом, выборы-2011 в гораздо большей степени, чем все предыдущие, продемонстрировали политическую многоукладность в России
ВЗГЛЯД ИЗ ВАШИНГТОНА---Выборы в Государственную думу Российской Федерации обозначили немало острых проблем для политиков и экспертов как внутри России, так и за рубежом. Наверное, впервые за последнее десятилетие вопрос о запасе прочности для путинской вертикали был поставлен с такой определенностью.

Декабрьскую избирательную кампанию многие поспешили назвать поражением и едва ли не крахом «Единой России». Наверное, торопиться с подобными выводами не следует. Партии власти удалось получить большинство мандатов. При этом три других объединения, прошедшие в Думу, лишь с известной натяжкой можно считать оппозиционными. Это оппозиция не его величеству, а его величества.

И тем не менее сделано очень важное дело. Тренд роста голосов за правящую партию и стоящий за ней тандем сломан. Впервые за последние годы. Даже при всех поправках на методы подсчета голосов. На этом фоне данные об итогах парламентских выборов на Северном Кавказе выглядят аномалией. Чечня, где шесть партий совокупно не набрали и одного процента голосов, остальные 99 остались за «Единой Россией». 92% за правящую партию в Дагестане и почти 91% в Ингушетии. На этом фоне Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, не преодолевшие девяностопроцентный барьер, уже кажутся оазисами плюрализма и состязательности.

Таким образом, выборы-2011 в гораздо большей степени, чем все предыдущие, продемонстрировали политическую многоукладность в России. Сразу оговорюсь, речь идет не о каких-то региональных особенностях в определении симпатий избирателей. Речь о степени административного вмешательства в выборный процесс. В тех регионах, где условия были далеки от военно-полевой обстановки, партии власти не удалось продемонстрировать советско-северокорейские рекорды. Там же, где гражданский контроль над голосованием был близок к нулю, «рекордсмены» смогли во всю мощь доказать свою верность Кремлю.

Насколько это полезно и эффективно? Думаю, что самым лучшим ответом на этот вопрос является динамика террористической и диверсионной активности на Северном Кавказе. За 11 месяцев 2011 года жертвами вооруженных эксцессов здесь стали около 1200 человек, половина из которых были убиты. Но региональные бюрократические «группы интересов» и их московских покровителей заботит не это. Высокие результаты - это демонстрация лояльности, которая открывает двери к «закромам родины» в виде щедрых бюджетных ассигнований. Посмотрите, с каким артистизмом и самолюбованием обличал Рамзан Кадыров участников декабрьских акций протеста в Москве. Многое из того, что сказал президент Чечни (и про танки, и про эффективные методы Лукашенко), хотели бы вслух произнести многие обитатели Кремля. Но по внешнеполитическим соображениям они не могут этого сделать. В очередной раз их фрейдистские комплексы защищает «верный Рамзан».

А то, что щедрые ассигнования тратятся неэффективно, укрепляя коррупцию и тем самым подкрепляя радикальное подполье, мало кого заботит. Ведь московские бюрократы также заинтересованы только в одном – отчитаться за температуру в целом по больнице. Благодаря северокавказским «рекордам» она вполне хороша. И больной «в среднем» выглядит неплохо.

Однако при более глубоком анализе обнаруживается, что такая технология жестко противопоставляет Кавказ всей стране. За последние дни свои проклятия в адрес национально-государственных образований региона высказали уже не только националисты, поборники «русского порядка», но и либералы с коммунистами. Так, один блоггер, комментируя итоги выборов, написал, что теперь Кавказ крадет у России не только деньги, но и свободу. С таким выводом необходимо спорить, поскольку эту свободу местные бюрократы крадут у таких же российских граждан из кавказских республик потому, что Москва дает такие возможности. В Санкт-Петербурге, Москве, других центральных или сибирских регионах страны в силу понятных причин такая «кража» была бы более трудноосуществимым занятием. Стоит заметить, что 6 декабря митинг против фальсификаций выборов прошел не только в Москве, но и в Махачкале. Пусть и несопоставимый со столичным, но объединенный с ним одной целью – восстановление нормальной политической конкуренции в стране. И организаторами его были не исламисты, а представители светских партий - КПРФ и «Яблоко».

Следовательно, говоря о том, что Северный Кавказ спас «Единую Россию» и тандем от еще большей конфузии, мы должны иметь в виду, что дело здесь не в какой-то особой отсталости населения, а в изощренности технологий власти, готовой к противопоставлению различных групп граждан друг другу. Ведь разделенным ксенофобией и предубежденностями обществом легче управлять, чем сознательными гражданами.
XS
SM
MD
LG