Accessibility links

История одной операции


В ноябре 1992 года на Восточном фронте для абхазских войск сложилась достаточно непростая ситуация: противник фактически мог оказаться в тылу абхазских позиций, прорвав линию фронта и расколов его пополам в районе села Кочара Очамчырского района
В ноябре 1992 года на Восточном фронте для абхазских войск сложилась достаточно непростая ситуация: противник фактически мог оказаться в тылу абхазских позиций, прорвав линию фронта и расколов его пополам в районе села Кочара Очамчырского района
СУХУМИ---В Абхазии ветераны грузино-абхазской войны отмечают годовщину Кочарской операции на Восточном фронте, которая началась в последних числах ноября и завершилась в начале декабря 1992 года. Операция эта примечательна тем, что одну из ключевых ролей в ней сыграла группа под руководством чеченского добровольца Шамиля Басаева, а в ходе ее проведения в плену у абхазов мог оказаться сам Китовани. Семен Пегов побывал на месте боевых действий вместе с ветеранами, которые принимали участие в тех событиях.

В ноябре 1992 года на Восточном фронте для абхазских войск сложилась достаточно непростая ситуация: противник фактически мог оказаться в тылу абхазских позиций, прорвав линию фронта и расколов его пополам в районе села Кочара Очамчырского района. Чтобы этого не допустить, на Восточный фронт из Гудауты на двух вертолетах была переброшена группа в составе 60 человек под руководством чеченского командира Шамиля Басаева. В нее выходили как чеченские добровольцы, так и абхазские бойцы, но в основном она была укомплектована из репатриантов. Операция по освобождению села Кочара началась вечером 29 ноября и длилась всю ночь.

Поддержку группе Басаева также осуществляли бойцы из групп Мушни Хварцкия, «Шаратын» и других подразделений Восточного фронта. В ту ночь группа Шамиля Басаева совершила бросок в 14 километров; сегодня участники тех событий с трудом узнают места боевых действий. Все изменилось: там, где когда-то стояли дома, - сейчас бурелом. Однако место, откуда начался штурм, узнают все. Ветеран Роин Агрба рассказывает, что именно здесь, на подступах к селу Кочара от них ушел сам Китовани.

«УАЗик выскочил на дорогу - и в сторону. Потом мы узнали, что там сидел сам Китовани. Он сам рассказывал в интервью. «Я видел лица этих ребят и чуть в плен не попал», - говорил он».

Семен Пегов
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:32 0:00
Скачать


Политическая конъюнктура может меняться чуть ли не каждый день, но факт остается фактом, а история вещь упрямая – человек, которого в России еще лет десять назад считали террористом номер один, внес серьезный вклад в борьбу за независимость Абхазии, которую, собственно, сама Россия первой и признала. Речь идет, разумеется, о чеченском командире Шамиле Басаеве. Не секрет, что в республике ему присвоено звание героя. Успех Кочарской операции, в которой его группа сыграла ключевую роль, по словам ветеранов, был обеспечен именно благодаря тактике, которую выбрал Шамиль Басаев. Как рассказывает Роин Агрба, участвовавший в операции, грузинские солдаты оставляли село Кочара практически без боя, то есть в буквальном смысле убегали, имея при этом численный перевес. Группа Шамиля Басаева психологически сломила их сопротивление. Перед тем как пойти в наступление, Басаев дал своим бойцам такую команду.

«Скажи ребятам, пусть стучат по асфальту сапогами и кричат «Аллах акбар!» Я подумал, хочет какой-то парад устроить тут, но пришел, сказал ребятам, они тоже возмутились. Я говорю, делайте, что командир велит. Через несколько минут, когда разведгруппа отошла, я услышал: «Аллах Акбар!» Мне самому казалось, что за нами идут как минимум пять тысяч человек. Это был эффект эха…»

Выбив противника из села Кочара, группа Шамиля Басаева на этом не остановилась. Бойцы под его руководством продолжили продвижение дальше, вглубь грузинских позиций, и к утру освободили еще одно село Лашкиндар. Вплоть до самого утра группа не понесла ни одной потери. В засаду Басаев и сопровождавшие его бойцы попали, когда возвращались обратно в штаб в село Члоу. Здесь несколько солдат получили тяжелые ранения, в бою погиб доброволец из Турции Ведат Куадзба. 19 лет спустя участники Кочарской операции вновь оказались на месте гибели своего боевого товарища.

«Когда мы возвращались уже ближе к утру, погода очень испортилась, мы все промокли до нитки. Ведат говорил тогда, что ему так холодно, что он сам просит Бога о своей смерти, он сам просил, чтобы пуля убила его. Так и произошло. Потом мы вспоминали его слова и говорили, что он был настолько близок к Богу, что Бог услышал его слова».

Побывав на местах боевых действий, участники Кочарской операции направились в село Члоу. Там, в сельской школе, они жили три дня, там же у них располагался штаб. В школе тем временем к приезду ветеранов подготовили торжественное мероприятие. К 19 годовщине Кочарской операции было приурочено открытие двух отремонтированных классов. Ремонт был сделан на средства, которые собрали сами ветераны. В ноябре 92-го они в этих помещениях отогревались у печек-буржуек, вот и решили сделать что-то хорошее для детей, которые сегодня учатся в этой школе.

Идея этой своеобразной акции, в общем-то, проста. Вместо того чтобы ждать, когда кто-то там наверху начнет заниматься восстановлением Абхазии, какие-то, пусть самые минимальные вещи можно сделать и собственными силами. Участники Кочарской операции доказали это на собственном примере. А отремонтированные классы носят теперь имена героев - погибшего в операции Ведата Куадзба и раненого в Кочаре Бахадыра Абагба, который погиб позже при освобождении Сухума.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG