Выступая в мировом суде Хамовнического района Москвы 3 марта, Олег Орлов сказал:
- Я не говорил о причастности Кадырова к убийству Натальи
Эстемировой, я говорил о вине. Слово "виновен" я употребил не в
уголовном смысле, а в социально-политическом.
При этом правозащитник отметил, что он "не сообщал о фактах, а высказывал свое мнение":
- Версия о прямой причастности Кадырова к убийству имеет право на
существование, на мой взгляд, ее стоит рассматривать как одну из основных.
Говоря о ситуации с правами человека в Чечне Олег Орлов отметил, что руководствуется не только доклдами "Мемориала", но и резолюцией ПАСЕ:
- Я буду ходатайствовать о приобщении к материалам уголовного дела переводов на русский язык резолюции ПАСЕ, приложенного к ней доклада и публикаций в СМИ. И резолюция, и доклад описывают события и ситуацию с 2007 до начала 2010 года. То есть время, когда в Чеченской Республике установилась власть Рамзана Кадырова. В докладе, в числе прочего, описываются и дела, которыми занималась Наташа Эстемирова (дело Лапина, дело об убийстве Мадины Юнусовой, похищение Рустама Кагирова, похищение Апти Зайналова). Обо всех этих делах говорится как о делах, в которых либо доказано участие представителей государства в совершении преступления, либо есть обоснованные подозрения о таком участии.
И в резолюции, и в докладе речь идёт также и об убийстве Наташи Эстемировой.
Вот цитата из доклада: "Эта весть потрясла нас. Эта достойная восхищения женщина всегда отстаивала права самых слабых. Она с честью противостояла президенту Чечни, когда он провозгласил обязательное ношение головного платка во всех общественных местах, ответив, что подобные вопросы решаются не государством, а семьёй", - сказал Олег Орлов на суде.
Спецдокладчик ПАСЕ, автор доклада по Северному Кавказу Дик Марти ответил на вопросы Радио Свобода:
- Вы относительно недавно посетили Россию, Северный Кавказ, где встречались с чиновниками и правозащитниками. Какое впечатление на вас произвели, с одной стороны, власти, с другой - неправительственные организации?
- Как вы знаете, в июне 2010 года я сделал доклад, который был одобрен большинством голосов в ПАСЕ. Часть российской делегации даже голосовала за этот доклад, и никто не проголосовал "против". И я думаю, что это очень показательно. Я не могу скрывать, что ситуация на Северном Кавказе очень-очень серьезная, но, впрочем, российские власти прекрасно осознают это. Господин Медведев сказал в начале прошлого года, что ситуация на Северном Кавказе - проблема номер один для России. И генеральный прокурор России осудил коррумпированность и неэффективность правоохранительных и судебных органов в регионе. Следовательно, мне кажется, есть осознание серьезности ситуации в регионе.
Что касается неправительственных организаций, я встретился с представителями тех из них, которые действительно делают абсолютно потрясающую работу. И я настоятельно посоветовал российским властям усилить сотрудничество с НКО, помогать их работе на местах. Потому что я считаю, что это в интересах стабилизации, мирного урегулирования и защиты прав людей, которые живут в этом регионе и страдают в течение такого длительного периода времени.
- Похищения людей - это практика прошлого?
- Они продолжаются, к сожалению. Я считаю, что эта проблема еще далека от решения. Я храню очень тяжелые воспоминания об этом своем визите на Северный Кавказ. Потому что я не только открыл для себя красивый регион и встретил очень гостеприимных, доброжелательных людей, но также встретился с семьями жертв, и это очень взволновало меня. Я беседовал с людьми, чьи дети были подвергнуты пыткам, похищены, пропали без вести, убиты... Это обстановка насилия, и так дальше не может продолжаться.
Это вызывает сожаление, потому что этот регион - впечатляющий образец того, как различные культуры могут уживаться вместе, например, в Дагестане. Для меня это был просто сказочный пример - впечатляющее количество национальностей, языков, - и люди живут в мире. Я думаю, что сейчас нужно серьезно приняться за изучение того, что произошло не так, чтобы выработать инструменты, чтобы вернуться к мирному сосуществованию культур. Я боюсь, что вместо этого насилие встречает насилие, и это может только усугубить ситуацию. Нужно прибегнуть, мне кажется, к другим средствам.
- Бывший охранник президента Чечни Кадырова был убит в Вене 13 января 2009 после того, как пожаловался на Кадырова в Страсбургский суд и обвинил его в участии в пытках. Я знаю, что вы недавно выступали в Вене на процессе по этому делу. Президент Чечни - в числе подозреваемых, на процессе звучали требования допросить его. Вы также выражали свое возмущение по поводу убийства Натальи Эстемировой в 2009 году. Правозащитный центр "Мемориал" даже возложил ответственность за это убийство на Кадырова, за что последний подал в суд.
- Это - проблема, которую должно решить федеральное правительство Российской Федерации. Правительство должно спросить себя, озаботившись, в том числе, своим имиджем - можно ли продолжать
Это очень жесткий режим, основанный на насилии. И я думаю, что нужно, чтобы в Москве серьезно задумались над этой ситуацией
поддерживать режим, являющийся объектом подобных подозрений? Эти подозрения возникли очень давно и они исходят из различных источников.
Это очень жесткий режим, основанный на насилии. И я думаю, что нужно, чтобы в Москве серьезно задумались над этой ситуацией. В
Ингушетии был сменен президент, и мне кажется, что господин Евкуров очень старается на своем посту. В Дагестане также сменили президента. Я считаю, что в обоих случаях были выбраны личности, способные лучше, чем их предшественники, контролировать ситуацию. Я отдаю себе отчет в том, что в Чечне ситуация серьезная и трудная, и считаю, что нельзя пустить все на самотек.
- На своей личной веб-странице вы пишете: "В Чечне восстановление инфраструктуры пока еще не соответствует развитие гражданского общества". Что вы имеете в виду?
- Я думаю, что когда мы оцениваем ситуацию, нельзя всегда подчеркивать только негативные аспекты. Нужно также быть интеллектуально честными, чтобы сказать о достижениях.
То, что действительно показательно, и это позитивный аспект - это восстановление. Грозный был практически разрушен. В Грозном сегодня практически не видно следов войны. Это действительно впечатляет. Мне приходит на ум землетрясение, которое произошло очень давно в Италии. И даже сегодня, по прошествии многих лет, реставрация все еще не закончена. То есть, в этом отношении, без сомнения Россия проделала достаточно впечатляющую работу.
Но приходится признать, что, хотя имела место реставрация, хотя инфраструктура в Чечне была определенно улучшена (причем не только в Грозном, по всей республике улучшена дорожная сеть, и это очень позитивно), но по-прежнему царит режим страха, произвола, бесправия, и это должно измениться, - сказал Дик Марти.
Центр "Мемориал" является ведущей неправительственной организацией,
следящей за ситуацией с правами человека на Северном Кавказе.
Международная правозащитная организация Amnesty International
призвала прекратить уголовное преследование Олега Орлова, заявив, что
"правозащитники имеют право высказываться о грубых нарушениях прав
человека, происходящих в Чечне", и "законы о клевете не должны
применяться с целью подрыва правозащитной деятельности".