МОСКВА (Корр. Радио Свобода)---3 января правозащитники и представители оппозиции напротив здания мэрии Москвы у памятника Юрию Долгорукому и на Симферопольском бульваре проводили одиночные пикеты в поддержку Бориса Немцова, Ильи Яшина, Эдуарда Лимонова. Они требуют освободить задержанных и арестованных участников акции "Стратегия-31". Эта акция проходила на Триумфальной площади 31 декабря 2010 года. 2 января суд принял решение арестовать лидеров движения "Солидарность" Бориса Немцова и Илью Яшина на 15 и 5 суток соответственно.
Люди с плакатами сменяли друг друга. В Москве выдалась довольно холодная погода, поэтому достаточно тяжело было долго стоять на одном месте. Среди участников пикета - Сергей Удальцов, Александр Рыклин, Виктор Шендерович. Прохожие подходили, интересовались, по какому поводу пикет, однако присоединяться к происходящему никто из них не торопился. Милиция реагировала достаточно спокойно. Один из организаторов акции "Стратегия-31" Лев Пономарев, глава Движения за права человека, заявил в интервью РС:
– Мы готовим обращение к "Международной амнистии" и к комиссару Совета Европы по правам человека о признании Немцова и Яшина узниками совести. Будет обращение и в другие международные институты, а также к главам дипломатических представительств. Мы хотим заявить о том, что происходит беспрецедентное давление на лидеров российской оппозиции.
Московское правительство уверяло нас в том, что все пройдет спокойно. Никто никого задерживать не собирается. И это нормально, если акция согласована с властями – никаких санкций в отношении людей, которые участвуют в согласованной акции, не применяется. Однако я уже имел беседу с представителями правительства, и мне было заявлено, что на Триумфальной площади, на которой проходила акция, никаких задержаний не было. Все задержания якобы происходили вне огороженного пространства. Это нелепость, потому что, подавая уведомление, мы писали в нем "Триумфальная площадь", а не изгородь, выстроенная вокруг того загона, где, как они считают, акция разрешена.
Что же касается Бориса Немцова, то с ним обошлись просто неслыханно. Его заставили семь часов стоять во время процесса, что иначе как унижением и давлением на него не назовешь. Еще двое суток он провел в "каменном мешке", в отделении милиции. Есть четко регламентированные условия содержания под стражей, где сказано, что у задержанного должно быть оборудованное спальное место со свежим постельным бельем. Ничего этого не было. Был только каменный мешок без окон, в котором стояли деревянные нары без всяких постельных принадлежностей. Конечно, это вопиющее нарушение закона.
Между тем, на Симферопольском бульваре возле здания изолятора, где содержатся задержанные в ходе акции 31 января, были задержаны около 20 участников одиночного пикета, в том числе журналисты.
3 января в Петербурге прошли пикеты в поддержку арестованных в Москве участников акции в защиту 31 статьи Конституции, проходившей 31 декабря.
Решение о проведении серии одиночных пикетов было принято петербургским отделением движения "Солидарность", когда стало известно, что в Москве за участие в согласованной с властями акции в защиту Конституции были приговорены к административным арестам от 5 до 15 суток оппозиционеры Борис Немцов, Илья Яшин, Эдуард Лимонов и Константин Косякин. Лидера Солидарности Ольгу Курносову особенно возмутило, что все они были задержаны уже после разрешенного митинга, а Лимонова задержали возле дверей собственного дома.
- Я считаю, что решение московского мирового суда приговорить этих людей к аресту от 5 до 15 суток безусловно, акция устрашения оппозиции. Мы все прекрасно видели, что Немцов ничего не делал, просто уходил с согласованного властями митинга. Поэтому "Солидарность" и решила проводить одиночные пикеты в знак протеста.
В Петербурге холодно, не менее 15 градусов мороза, тем не менее, участники пикетов пришли поддержать своих товарищей к Гостиному Двору - во первых, потому, что у этой станции метро всегда много народа, а во-вторых, потому что именно здесь 31 декабря были жестко задержаны петербургские оппозиционеры, многим из которых тоже пришлось встретить Новый Год в милиции, где к ним отнеслись отнюдь не ласково. В пикетах
попеременно участвовали более 10 человек.