Accessibility links

Поцхо - место, куда отправляют умирать


Беженцы не имеют права даже выйти в лес и срубить на дрова дерево – это запрещено законом. Они считают, что их отправили умирать
Беженцы не имеют права даже выйти в лес и срубить на дрова дерево – это запрещено законом. Они считают, что их отправили умирать
ТБИЛИСИ--Беженцы, выселенные в высокогорное село Поцхо-Эцери в Западной Грузии, позвонили сегодня в студию “Эха Кавказа” с просьбой о помощи. С ними побеседовал наш корреспондент Беслан Кмузов, который ранее уже побывал в этом селе.

Жители Поцхо-Эцери дозвонились до редакции "Эха Кавказа", чтобы попросить о помощи.

Оказывается, в поселке нескольким семьям отключили электроэнергию, другим – обещают отключение с пятницы.

Один из беженцев, Сергей Бокучава, рассказывает, как в понедельник в Поцхо начали выключать свет:

"У людей не было денег, чтобы платить за свет. Ну, они месяц не отключали, два не отключали, а потом пришли и отключили свет, в том числе и нам. В первом здании женщина живет, у нее трое детей, она из Гагры, ей тоже отключили свет".

Беженка из Очамчире, Нана Квашилава, рассказывает, что в ее доме уже 16 суток нет электричества.

"Они выключили без предупреждения, и у нас пятилетний ребенок замерзал. У меня не было возможности приготовить хотя бы суп или горячее блюдо, чтобы согреться".

Вместе с тем, беженцы недоумевают, как им могли прийти счета на 100 лари и больше?

“Когда из Комиссариата по делам беженцев позвонили и спросили, почему нам отключили свет, в компании “Энерго-про” сказали, что у меня задолженность в 115 лари. А нам 200 ватт оплачивает Министерство по делам беженцев. Когда могла потратить еще 115 лари сверх этого?" - недоумевает Нана Квашилава.

Получается, что кроме 200 киловатт от Министерства по делам беженцев и внутренне перемещенных лиц, каждая семья тратит еще по 200 киловатт в месяц.

Компания “Энерго-про” формально права – неплательщикам отключают свет по всей Грузии. Но дело в том, что у беженцев в Поцхо нет никаких средств, чтобы ее оплачивать. 22 лари – это примерно 12 долларов, в качестве пособия для беженцев от государства – единственный доход для некоторых семей. Но эти деньги уже потрачены многими семьями:

"В маленьких магазинчиках мы брали в долг то мясо, то хлеб, и нужно было погасить долг. Поэтому я свое пособие потратила заранее", - говорит Нана Квашилава.

“Наши требования – в первую очередь пища. И чтобы свет был бесплатным. У нас здесь нет никаких возможностей, чтобы платить - ни работы, ничего не имеем – как?!” - возмущается Этери Эджебуа.

Этери считает, что Поцхо должен быть приравнен к высокогорным регионам, жители которых платят за электроэнергию в зимнее время по льготным тарифам.

Казалось бы, если нет электричества и газа, то остается топить дровами. В начале декабря для беженцев привезли дрова – по одному кубометру. Этого могло бы хватить на две недели, если бы у беженцев были печки.

“Обещали печки, печки не привезли. Дали дрова – один кубометр, пять длинных бревен. Что это нам хватит, что ли? Мы продали за 20 лари этот кубометр, чтобы купить хлеб для детей – нечем было кормить их”, - говорит Этери Эджебуа.

Проблему задолженностей за электроэнергию пытается решить рабочая сеть НПО “Синергия”, которая занимается вопросами беженцев.

"Сеть НПО “Синергия”, которая объединяет 12 НПО, работающих по проблемам беженцев, собирает деньги, чтобы покрыть их задолженность по электроэнергии. И детям отвезем пищу, чтобы хоть в новогодние дни эти дети не были голодными!" - говорит представитель “Синергии” Яго Пацанадзе.

Как рассказал Яго, среди пунктов комплексного заселения самое худшее положение именно в Поцхо, потому что здесь и хлеб дороже, чем в остальной Грузии из-за отдаленности от центра, и земля не плодородна.

Яго попросил “Эхо Кавказа” призвать жителей Грузии помочь беженцам хотя бы маленькими суммами, чтобы люди попросту не умерли от голода и холода.

Сама “Синергия” и другие неправительственные организации могут оказать лишь единовременную помощь. А государство пока не разработало никакой программы, чтобы решить проблемы беженцев в Поцхо. Сергей Бокучава рассказывает, что в последний раз представители местных властей и Министерства по делам беженцев приезжали в Поцхо в сентябре:

“Они приехали с Красным крестом, с наблюдателями от Евросоюза, и они сказали: вас здесь слишком много, и всем помощь оказывать мы не можем. Поэтому мы не будем оказывать помощь никому”.

Трудно не узреть в таком ответе равнодушие к бедам беженцев, которые не могут ни открыть бизнес в Поцхо, ни возделывать землю, которой в Поцхо попросту нет. Они не имеют права даже выйти в лес и срубить на дрова дерево – это запрещено законом. Беженцы считают, что их отправили умирать.
XS
SM
MD
LG