Accessibility links

Настоящая зима на ТрансКаме


ТрансКам сегодня не сравнить с тем, что было еще 7-8 лет назад
ТрансКам сегодня не сравнить с тем, что было еще 7-8 лет назад

ЦХИНВАЛИ---Транскавказская автомагистраль, соединяющая Южную и Северную Осетии, сегодня находится под постоянным наблюдением дорожных и спасательных служб. В этом убедился наш корреспондент, проехавший по этой дороге. В прежние годы движение по ТрансКАМу в зимнее время было связано с немалым риском.

Во Владикавказе солнечно, и не чувствуется, что буквально в 30 километрах отсюда уже началась настоящая зима. Первый снегопад прекратился только сегодня на Транскавказской автомагистрали.

- С первым снегом!

- Так это не первый уже, но самый большой пока.

Это была сотрудница миграционной службы Залина – ее мы встретили на посту перед выездом из Южной Осетии.

ТрансКам сегодня не сравнить с тем, что было еще 7-8 лет назад. Например, в югоосетинском селении Рук, что находится на Южном склоне Кавказского хребта и сразу перед тоннелем и вдоль ТрансКАМа, в те далекие годы молодежь возвращалась с разных концов России на заработки. Да, как это ни странно звучит, но, купив мощный полноприводный тягач, и тягая и спуская с перевала перегруженные фуры можно было неплохо заработать. В периоды снегопадов у подножья перевального серпантина скапливались десятки многотонных машин. Подъем на прицепе одной фуры стоил от 300 до 500 долларов США в рублевом эквиваленте. За день умелый водитель тягачист делал 3-4 рейса. А еще кафешки вдоль дороги и другие виды придорожных услуг.

С закрытием эргнетского рынка в 2004 году интенсивность движения резко упала.

Сегодня в рамках оказания гуманитарной помощи по восстановлению Цхинвала дорогу обслуживают гораздо лучше, чем тогда. Гололед убирают специально дорожные службы, используя новейшую технику и химические средства регидранты. Пробок практически не бывает. И селение Рук опять опустело.

Лавины, сезон которых еще далеко, периодически обстреливают из специальных орудий и об опасности схода заранее предупреждают. Жертв за последние 5-6 лет на трассе практически не было. В 1992 году в течение нескольких дней в лавинах погибло около 40 человек, в том числе и трое моих друзей. Один с семьёй.

Не только обслуживать, но и охранять ТрансКАМ стали гораздо лучше, чем раньше. Поэтому часть молодежи селе Рук, все же осталась и служат теперь в охране Рукского тоннеля. Того самого, который хотели блокировать грузинские подразделения горного спецназа в кампании августа 2008 года….

Об этом нам рассказал Руслан, или, как его звали сослуживцы Руха, сержант, дежуривший сегодня у Южного портала Рукского тоннеля.

- Это не первый снег, но реальный. Гололеда пока нет, но ночью если прихватит, то, конечно, будет. В январе, говорят, будет большой снег, так что до лавин еще далеко – вон навалило сантиметров 15-20 всего.

Нашу беседу с Русланом перебил старший смены. Он подозвал Руслана и что-то спрашивал его, глядя на меня. Да, на самом деле, порядка на границе Южной Осетии с Россией стало намного больше!

- Стоять здесь вам можно. Просто иногда тут вдруг появляются люди – кто потерялся, а кто непонятно откуда.

Так мне сказал Руслан – сержант, охраняющий Южный портал Рукского тоннеля, в конце которого для южных осетин самый яркий свет – Россия!

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG