Accessibility links

Сентябрьское кинообозрение


Кадр из фильма Рауля Руиса "Лиссабонские мистерии"
Кадр из фильма Рауля Руиса "Лиссабонские мистерии"
Дмитрий Волчек: Завершился кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Я уже много лет принадлежу к международной секте фанатов Рауля Руиса, поэтому разговор с кинокритиком Андреем Плаховым, побывавшим в Сан-Себастьяне, начал с вопроса о награде за режиссуру: ее получил фильм Руиса ''Лиссабонские мистерии''.

Андрей Плахов: Я не принадлежу к секте поклонников Рауля Руиса, во всяком случае, если говорить о его последних фильмах. Мне нравится его раннее творчество, но последние фильмы оставили меня скорее равнодушным. Поэтому мне тем более было приятно, что Руис сделал фильм, который, несмотря на очень длинный метраж (он идет больше четырех часов), производит эмоциональное впечатление и вообще создает ощущение, что Рауль Руис жив как режиссер, активен и творчески плодотворен. Это фильм, который очень трудно пересказать, потому что он состоит из переплетения различных сюжетных линий. Действие происходит в 19-м веке. Каким-то образом эти линии сходятся вокруг судьбы одного человека, сироты из приюта, выяснения его родословной, ситуаций, связанных с его происхождением. Но, в сущности, там речь даже не о сюжете, а о стиле этого фильма, потому что эта вязь, хитросплетение сюжетных и стилистических кружев, чрезвычайно тонко выполнено. И хотя Рауль Руис считался в свое время сюрреалистом, об этом фильме можно говорить, как о крепком реалистическом полотне, хотя и выполненном, конечно, в других форматах, чем традиционный кинороман. Все-таки чувствуется здесь и авангардистское прошлое, а, может быть, и настоящее Рауля Руиса. Этот фильм вполне заслужил приз за режиссуру и, думаю, что в подборке сан-себастьянских картин он занимал совершенно отдельное место.

Дмитрий Волчек: Одна из главных тем Руиса – это раздвоение или даже размножение личности, шизофреническое размножение, в каком-то смысле. Судя по тому, что вы рассказали, и в этой истории эта тема тоже есть.

Андрей Плахов:
Да, безусловно. Но только шизофрении здесь меньше, а больше повествовательности. Этот фильм немного напоминает фильмы Мануэля де Оливейра. Кстати, он снят в Португалии, на португальском языке большей частью, хотя действие переносится и во Францию, и в Бразилию. Многие события, которые в этом фильме происходят, не показаны буквально, а рассказаны или иногда дублируются. То есть существует взаимодействие повествовательного, литературного начала и чисто кинематографического действия. И размножение ситуаций и персонажей, безусловно, присутствует в структуре этого фильма, но в то же время его можно воспринимать как абсолютно нормальный фильм, без каких-то особых авангардистских ухищрений, которыми славился Рауль Руис в прошлые годы.
XS
SM
MD
LG